Домашний театр: «…и куклы в нем актеры»

th_dolls

Домашний театр – это что-то особенное в современном мире, полного мультфильмов, компьютерных игр и гаджетов. Это волшебство, которое по плечу любой маме. Главное, сделать первый шаг, и завороженные глаза детей (и мужа тоже) дадут вам вдохновение продолжать.

Сцена, куклы и декорации

Перед показом спектакля требуется некоторая подготовка.

Сцена организуется на невысоком столике или на небольшом возвышении. Основным материалом для декораций выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал. Дети обычно принимают участие в этой своеобразной стройке, что дает им сильный импульс для разыгрывания впоследствии своих собственных кукольных спектаклей.

Большое внимание должно быть уделено куклам. Важное условие при создании театральной куклы – ее прообразность, то есть отсутствие внешней детальной проработанности. Это оставляет достаточно большое поле для детского воображения.

Не заморачивайтесь с куклами. Что-то вы сошьёте сами, а каких-то персонажей можно взять готовых, например, плюшевого медведя или лису. На первый раз можно взять и готовые фигурки зверушек. Фигурки недостающих персонажей можно слепить, например, из пчелиного воска.

И сами декорации должны быть простыми и выразительными, а их цветовая гамма, понятная ребенку, должна помогать ему проникнуть в моральную суть сказки.

Домик можно сделать из корзинки или из деревянных кубиков, лес – из шишек, веточек и камешков, задрапированных зелёной тканью.

Спектакль начнется по расписанию

Кукольный спектакль обычно проходит традиционно в определенное время дня и в определенном месте детской комнаты. Сказку можно показывать один раз в месяц, а можно выделить один день в неделю, например в выходной. Тут уж по желанию. У нас, например, спектакли в домашнем театре проходят вечером по вторникам.

Сказку лучше брать хорошо известную, русскую народную. Но предварительно всё равно её надо прочитать, чтобы запомнить подробности.

Детей усаживаем на стульчики на небольшом расстоянии. Перед началом сказки сцену закрываем занавесом из ткани. Я, например, просто держу лоскут светлой ткани в руках.

Начинаем сказку с игры на музыкальном инструменте. Если вы, как и я, не музыкант, используйте колокольчики. Говорить нужно спокойным размеренным голосом. Сначала объявить, что сказка начинается, сказать, как она назвается. И открываем занавес.

Когда показываете сказку, мельком взгляните на деток, и вы удивитесь их взглядам. Как они переживают сказку! Сколько эмоций на их лице! Именно их выражение лица и вдохновляет меня, чтобы делать кукольные спектакли снова и снова.

В конце сказки декорации накрываем тканью, что означает окончание действия.

Волшебство театральных звуков

Каждый знает, что фильм без звука производит совсем другое впечатление, чем озвученный. Отключите звук на страшных кадрах — и вот они уже вовсе не страшат. Звук несет большую эмоциональную нагрузку. Поэтому озвучивая сказку, мы душевно оживляем ее. И ребенок вместе с вами может стать творцом этого одушевления сказочного мира.

Попробуем подобрать характерные тембры к некоторым образам сказки.

  • Все волшебное, таинственное хорошо передается звуками металлических инструментов, которые имеют длинное послезвучие, звуковой шлейф — это колокольчики (в том числе китайские «музыки ветра» — подвесные стержни, трубочки), гонги, тарелки, цимбалки (индийские круглые пластинки), металлофон с качественным звучанием, а также детская лира, кантеле, калимба.
  • Образу прекрасной девушки, феи, принцессы соответствует чистый мелодичный звук флейты, лиры, калимбы, металлофона; а мужественный характер принца можно передать ритмичными ударами барабана, призывным звуком дудочки, перестуком палочек (топот лошадиных копыт) и т.п.
  • Характеризуя место действия, имитируем звуки природы: лес — шорохом плодовых косточек, каштанов, треском шишек, шелестом и перестуком деревянных палочек; звуки воды (ручейка, моря) хорошо передают пентатонические лира и металлофон, если сыграть вверх-вниз по всем струнам/пластинам или «падая» отдельными капельками; горы — мерный перестук камешков, свист ветра –высокие звуки флейты.
  • Голоса птиц и животных передаются сообразно их характерам: звонкие трели пташек — на «петушках», окаринах, сопилках; рычание и ворчание диких зверей — поскребыванием по коже барабана, звуковыми повторами на самых низких тонах ваших инструментов; пляшущие гномики, зайчики и подобные персонажи-малыши — подпрыгивающими мелодиями на ксилофоне, быстрыми ритмами на палочках, переливами колокольчиков-бубенчиков.
  • Моменты кульминации в сказке обычно обостряются барабанной дробью, ускоряющимися повторами звука на одном инструменте, возможно, «музыкальным грохотом» в кульминационной точке.
  • Таинственными звуками струнных инструментов хорошо начинать и заканчивать сказку, создавая волшебную ауру вокруг истории.

Это лишь несколько набросков звуковых соответствий; дальше каждый может фантазировать сам, побуждая и самого ребенка к поиску характерных звуков.

Елена Гринталь

 

Комментарии отключены.