«Каждая из Эпох – будто маленькая жизнь…»: цитаты о вальдорфской педагогике

wp_quot

Конспект о вальдорфской педагогике по книгам «Счастливая мама» и «Счастливая мама-2» составила филолог Екатерина Сабурова, мама троих детей.

Вальдорфская педагогика стала для меня образцом гармоничного воспитания – воспитания человека, способного жить в ладу с самим собой, с природой, с обществом.

  • В вальдорфской педагогике моё внимание привлекли такие идеи:

• Индивидуальность ребёнка может развиваться свободно, если её ничто не подавляет. Речь идёт об особой организации пространства для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы игры.

• Вальдорфские игрушки создаются исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать их в игре. Они создаются руками воспитателей, родителей и самих детей.

• Первые семь лет малыш постигает мир путём подражания. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, сидя за обеденным столом.

• Самой важной деятельностью для ребёнка является свободная игра.

• Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определённые знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно.

• Вся наша жизнь пронизана ритмами и повторениями (части суток, дни недели, времена года). Ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребёнка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь со взрослым. Жизнь в ритме даёт ребёнку уверенность и спокойствие.

Идеи гармоничного развития – мышления, чувств и воли, почерпнутые из вальдорфской педагогики, вдруг пробудили во мне желание не только читать о воспитании, но и начать заниматься со своими собственными детьми.

  • Нам с детьми никогда не бывает скучно. Мы живём Эпохами, идею которых мне подсказала вальдорфская педагогика. Каждая из Эпох – будто маленькая жизнь со своими символами и праздниками. По моему убеждению, украшая ими свой день, легко преодолеть тяготы обыденности. И детям, и мамам!

Каждая Эпоха наполнена своими символами и смыслами и заканчивается большим семейным праздником. То есть занимаешься с детьми не просто ради занятий, мастеришь поделку не ради поделки, лепишь не потому, что детям полезно лепить. Нет! Всё творчество наполнено смыслом: мы украшаем наш дом к празднику, делаем подарочки родным своими руками, украшаем наш Столик времён года. Я вовлекала мужа, бабушек и дедушек, и все полюбили наши праздники. Это был лишний повод собраться всем вместе, накрыть праздничный стол, пообщаться, полюбоваться нашими малышами. Стали складываться семейные традиции.

  • Каждый праздник связан с той или иной добродетелью. Мужество, доброта, благодарность, любовь, сочувствие проникают в сознание ребёнка в форме сказки, игрового действия. Для ребёнка важно ощущение того, что в основе мира лежит Добро. Настроение добра является условием психосоматического здоровья ребёнка.

До семи лет ребёнку важно иметь пример для подражания: то есть видеть родителя, который занимается каким-либо полезным делом. И ребёнок, наблюдая, будет перенимать опыт. Желательно, чтобы родитель при этом выглядел довольным, радостным, вдохновлённым, удовлетворённым результатами своей деятельности. Если мама или папа делают своё дело с удовольствием, то и ребёнок впитает любовь к труду, порядку, творчеству.

  • Наблюдая и участвуя в работе взрослого, ребёнок отвечает на свой внутренний вопрос: для чего я здесь на этой земле и что мне тут делать. Реальный пример помогает детям осваивать простые и при этом жизненно важные дела, дают импульс к самостоятельной игре, учат действовать по собственной воле.

До семи лет ребёнку следует избегать излишних интеллектуальных нагрузок; важнее его научить не воспроизводить чужие мысли, а формировать собственное мнение.

  • Вальдорфская педагогика не предполагает использование в процессе обучения каких-то «готовых» форм. Главное – чтобы ребёнок сам постигал окружающий мир, формируя своё собственное представление о нём.

В вальдорфе существует особый вид занятий с детьми: родитель, как актёр, используя стихи и мелодии, изображая движения людей, животных и других героев сюжета, разыгрывает перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят то, что видят и слышат. Пальчиковые и жестовые игры позволяют маме ощутить особую связь с ребёнком, а для ребёнка прокладывают своеобразный мостик между ним и окружающим миром.

  • Игра для детей – столь же серьёзное занятие, как для взрослых – работа. И такое же обязательное, потому что главное дело маленького человека – расти и всесторонне развиваться, чему игра может поспособствовать больше, чем что-либо другое.

Игра, как и любая деятельность, осваивается ребёнком только вместе со взрослыми, игровая культура передаётся от старшего поколения к младшему. Дети играть сами не научатся, и кроме нас, родителей, научить их Игре сегодня некому. Поддерживая детскую игровую деятельность ребёнка, мы даём ему возможность и в настоящем, и в будущем проживать насыщенную и счастливую жизнь. Игры, помимо развивающей функции, укрепляют эмоциональные взаимоотношения детей и родителей. Именно в игре дети открывают свои сердца, именно в игре они могут говорить о своих сокровенных чувствах и переживаниях.

  • Благодаря такому – гармоничному – воспитанию на свете появляется больше людей, которые могут договариваться друг с другом мирным путём, чутких к проблемам других, во время своей работы думающих не только о деньгах, но и о людях, для которых они эту работу выполняют, действующих адекватно обстоятельствам и творчески.
 

Комментарии отключены.