Мои любимые выдержки из лекций Р.Штайнера о воспитании

ОБРАЗНО-МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР РЕБЕНКА

«Если стремиться воспитать в человеке понимание духовного, следует как можно позже прививать ему так называемую внешнюю духовность в ее умственной форме; несмотря на то, что в условиях современной цивилизации для человека в более зрелом возрасте неизбежно наступает полное пробуждение, следует как можно дольше оставлять ребенка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, «безинтеллектуальностью». Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в «безинтеллектуальности», он сможет позже правильным образом освоиться в интеллектуальности, необходимой современной цивилизации».

ЛЮБОВЬ И ТЕПЛОТА, ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА

К тем силам, которые формируют физические органы, относится радость, от пребывания в окружающем его мире, а также от взаимодействия с ним. Веселые лица воспитателей и, прежде всего, искренняя любовь, любовь не по обязанности. Такая любовь, которая словно пронизывает теплом физическое окружение, в буквальном смысле слова вынашивает формы физических органов.

Если в такой атмосфере любви возможно подражание здоровым примерам, ребенок находится в своей стихии. При этом следует строго следить за тем, чтобы в окружении ребенка не происходило ничего, чему ребенок не должен был бы подражать»*./*10 августа 1923 г. в «Gegenwärtiges Geistesleben und Erziehung» Stuttgart, 1957./

НИКАКОЙ НАГРУЗКИ НА ПАМЯТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

«Ведь у человеческого зародыша уже имеются физические глаза под защищающей его материнской оболочкой. Как раз в том же смысле, в каком на эти защищенные глаза не должен развивающе воздействовать внешний физический солнечный свет, так и внешнее воспитание не должно оказывать своего воздействия на формирование памяти до смены молочных зубов. Напротив, можно заметить, как в это время память развивается свободно и самостоятельно, если ей давать пищу и не смотреть на ее развитие сквозь призму внешнего»*./**Die Erziehung des Kindes vom Gesichtspunkt der Geisteswisseschaft»./

 

Оставить комментарий