Мой опыт по освоению вальдорфской педагогики

Так получилось, что мои дети не ходят в садик. Старшая дочь ходила в садик ровно 10 месяцев. Поначалу всё было хорошо, но через полгода начались жуткие истерики по утрам, что в садик она не пойдёт. Мы это терпели, терпели, но потом она заболела и проболела целый месяц. Просидев с ней, я поняла, что мне это…. нравиться))) Хотя до этого я не замечала за собой ни какого интереса к тому, чтобы сидеть дома и самой заниматься с детьми.

Появилась мысль: может пусть она сидит со мной и дальше дома, тем более скоро родится вторая малышка. Мои близкие сначала это не одобрили. Но потом я их убедила попробовать. Все настороженно согласились.

Первым делом я отправилась в магазин и купила Энциклопедию развивающих методик для детей дошкольного возраста. В ней говорилось о методах раннего развития Глена Домана, Сесиль Лупан, Зайцева, Никитиных, Монтессори и о вальдорфской педагогике. Из всего прочитанного больше всего меня «зацепила» вальдорфская педагогика своим целостным подходом, духовно-нравственным аспектом и творчеством. Хотя много чего из системы Монтессори я тоже взяла на «вооружение».

И тут я начала пробовать с дочкой заниматься. В книге было много материала для творчества, пальчиковых игр. Два месяца мы осваивали. За это время родилась вторая малышка. И уже с ней мы решили организовать какой-нибудь праздник. Маленькая много спала и времени у нас было достаточно. Наступал сентябрь, мы стали готовиться к Празднику Урожая. Сделали большую стенгазету из цветной бумаги и сушёных листьев, украсили праздничный уголок, изготовили фигурки для кукольного тетра, выучили несколько песен с движениями, разучили хоровод. Пригласили бабушек, испекли пирог, накрыли стол и при этом очень волновались (больше волновалась я, конечно)))) Праздник всем понравился. И тут понеслось: Праздник Фонариков, Новый год, Масленица, Встреча Весны, Пасха.

Во мне стали потихоньку открываться глубоко дремлющие педагогические способности. Хотя, наверное, каждый из нас, имеет эти способности. И я увидела много плюсов от моего домашнего воспитания.

У меня их получилось 10. Может у вас что-то будет своё. Буду рада, если вы поделитесь своими открытиями.

1) ЗАНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВОМ.

Вальдорфская педагогика меня увлекла: мы осваивали рукоделие и творчество. Что раньше мне было совершенно не свойственно. Творчество, как оказывается, питает женскую душу. Это необходимая женская медитация для уравновешивания ума и эмоций. А работающая женщина часто не занимается творчеством, так как у неё уже не хватает на это времени и сил. С детьми я освоила: шитьё игрушек и кукол, декупаж, лепка их пластичной глины, изготовление открыток, изготовление народных и новогодних игрушек, декор подсвечников, ваз, витражи, мыловарение, изготовление интерьерных вещей, плетение мандал и ковриков. Творчество стало неотъемлемой частью моей жизни. Детям необходимо творчество и то, что благодаря тому, что дети весь день со мной, мы этим творчеством занимаемся ежедневно.

2) РАЗВИТИЕ САМОДИСЦИПЛИНЫ.

Занимаясь с детьми по вальдорфской методике, растёт самодисциплина. Когда дети дома, приходиться соблюдать режим дня (хотя мне больше нравиться живое слово «ритм», основанное на вдохе и выдохе). Ритм: есть в одно и тоже время, спать вовремя, вовремя гулять на свежем воздухе и переключаться так, чтобы вдох чередовался с выдохом. Ритм дисциплинирует, даёт ощущение, что ты всё успеваешь, уходит суета, и когда ты всё успеваешь, тогда появляется место для творчества. Ритм нужен во всём: ритм дня, ритм недели, ритм года, ритм питания. Когда мой ребёнок ходил в садик, я позволяла себе подольше поспать, ела в разное время, могла весь день читать интересную книгу, вроде бы здорово, может показаться, но результат был плачевным: не было ощущения удовлетворённости, счастья, всегда чего-то не хватало. Дети действительно дисциплинируют, они не позволяют дольше спать, есть не вовремя и чем одним долго заниматься. Без чёткого ритма дети капризничают и сводят с ума. Всё должно быть чётко, по расписанию. Вдох плавно перетекает в выдох. Вдох –это дела, которые требуют от ребёнка дополнительных напряжений и усилий (приём пищи, занятия, игры, организованные взрослыми, чтение сказок), и выдох, расслабление (свободная игра, прогулка на свежем воздухе, сон).

4) РАЗВИТИЕ ТЕРПЕНИЯ и САМООБЛАДАНИЯ.

Дети нас испытывают, проверяют на прочность. Они нас изводят своими криками и непослушанием. И опять же приходиться проявлять незаурядное творчество, чтобы этим управлять, не давать конфликтам разрастаться. А сколько книг приходиться штудировать по этому вопросу. Как решать конфликты между братьями и сёстрами. Наказывать или поощрять. Становишься прямо таки специалистом по разрешению конфликтов. Я уж не говорю, про то, сколько методик осваиваешь, чтобы управлять своими эмоциями и сохранять равновесие.

5) ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.

Деток хочется накормить самым лучшим и полезным. Вот и начинаешь читать, изучать, что значит самое полезные. Вальдорфская педагогика также говорит о важности питания натуральными цельными продуктами. Мнений о полезности и неполезности продуктов много. Каждый выбирает свой путь. Вот некоторые направления здорового питания, о которых я узнала: питание органическими продуктами ( в том числе мысо, рыба, яйца), вегетарианство, ведическая кулинария, сыроедение, моносыроедение, видовое питание по Шаталовой, раздельное питание, питание по генетике и т.д.. Направлений много, и каждый выбирает свой путь, как ему подсказывает его сердце и желудок))). Мне даже пришлось открыть интернет-магазин натуральных продуктов, чтобы в нашей семье этот вопрос был решён.

6) ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

С детьми задумываешься о том, что спиртное убивает женские половые клетки, которые не восстанавливаются. И возможно с этим стоит совсем завязать.

7) ОТКАЗ ОТ ТЕЛЕВИЗОРА.

Благодаря детям и вальдорфской педагогике, мыперестали смотреть телевизор и высвободилась целая куча времени и энергии.

8) РАСКРЫТИЕ ЖЕНСКОЙ СУТИ И ПОНИМАНИЕ ИСТИННОГО ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ.

Конечно после активной деятельности в бизнесе меня «колбасило». Мужская энергетика зашкаливала. Хотелось активности. Слово домохозяйка – приравнивалось для меня к оскорблению. Я стала искать литературу по вопросам, что значит быть женщиной, быть женственной. И ответы о роли женщины в семье стали приходить. Всё стало на свои места. Истинное счастье женщина может ощутить, только отдавая любовь мужу, детям, наполняя дом любовью и теплотой, занимаясь творчеством. Женщина зарабатывает нематериальные ресурсы. Её деятельность помимо дома может иметь место, может даже приносить прибыль, но это делается не ради обеспечения семьи. Семью обеспечивает муж. Женщина это делает во имя любви к близким, обществу, миру, Богу.

9) РАCКРЫТИЕ БЕЗУСЛОВНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ.

Никто так не учит безусловной любви как твои собственные дети. Это первый и самый большой урок в обретении божественной любви. Ты отдаёшь своему ребёнку свою энергию, время, заботу, тепло, любовь абсолютно бескорыстно, не требуя ничего взамен. Прощая все его ошибки и проделки, принимая его таким, какой он есть. Бог через детей учит нас божественной любви, бескорыстию. Когда мне кажется, что я устаю от детей, я задаю себе вопрос, почему тогда Бог не устаёт от нас, ведь мы его дети. Потому что Бог полон любви и гармонии. И если мама гармонична и полна любви, её собственные дети не могут быть ей в тягость, они делают её счастливее день ото дня. Ни один воспитатель в детском саду не подарит вашему ребёнку эту божественную любовь, которую ребёнок должен впитать и пронести через всю жизнь. Читая книги великих мудрецов, святых понимаешь , что цель жизни – это обретение божественной любви. И многие люди на смертном одре, которые больше трудились и занимались собой, чем дарили любовь, понимают, что прожили жизнь зря. Я общалась со многими женщинами под 60, которые занимались карьерой, когда у них были маленькие дети, и все они жалеют, что не были тогда всецело со своими детьми, а сейчас дети взрослые, время упущено. А теплоты и истинной любви между мамой и взрослым ребёнком нет.

10) ПОСТОЯННОЕ ВНУТРЕННЕЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Дети вырастаю такими, каким является его воспитатель. Поэтому необходимо постоянно самовоспитываться и развивать в себе благодарность, прощение, принятие, внутреннее равновесие, доброжелательность и любовь к людям, миру, Богу. Приходиться выбирать: либо ваш ребёнок будет подражать вам или воспитателю в детском садике. Конечно, бывают ситуации, когда мама находиться в таком состоянии, что лучше ребёнка отдать в чужие руки, чем оставлять рядом с собой на весь день. Но в любом случае, маме надо брать себя в руки, выравнивать себя, находить приоритеты, ставить цели и заниматься своим развитием на всех уровнях: физическом, социальном, интеллектуальном, духовном, развитием своей истинной внутренней женской сути, а это гибкость, терпение, смирение, доброта, прощение, безусловная любовь.

Очень буду рада, если Вы поделитесь своим опытом)

 

Оставить комментарий