О развитии интеллекта и творческого мышления

razvit_1

Продолжим тему развития ребенка до 7 лет.
Оказывается, наши отечественные психологи уже давно пишут о вреде раннего академического обучения и о том, как «неадекватные внешние воспитательные воздействия ведут к отклонениям и задержке в развитию». В частности, ученые и психологи А. В Семенович, И. А. Скворцов, В. И. Гарбузов, О. П. Гаврилушкина.

Есть определенная последовательность формирования лобных долей и формирования интеллекта. Если кратко, то сначала это развитие эмоций с 1 месяца до года. Поэтому так важно в этот период эмоциональное и тактильное взаимодействие с мамой.

С 1 года до 3 лет у ребенка развивается наглядное-действенное мышление (или сенсомоторный интеллект). Чем больше предметов через него пройдет, чем больше он всего разберет, раскидает, рассыпет, исследует на вкус, звук, падает громко или тихо, катится — не катится, тем лучше будет фундамент для последующего развития интеллекта.

С 3 до 7 лет у ребенка постепенно развивается наглядно-образное мышление (или символический интеллект). Это вид интеллекта развивается в играх понарошку, где нет цели и где есть предметы-заместители. Если в этот период подсовывать буквы и цифры, символический интеллект не сформируется. В этот период зарождается воображение — умение оперировать образами. Умение оперировать сложными образами происходят в игре и в сказке (рассказывании и показе в домашнем театре). Чем больше в этот период будет игр и сказок — тем лучше будет развиваться интеллект. Не забываем, что игра тоже имеют свою анатомию, и один этап накладывается на другой (отобразительная игра, режиссерская игра, образная, сюжетно-ролевая игра в сказочных персонажей, сюжетно-ролевая в профессии, игры по правилам). Об этом подробно — в  книге Елены Гринталь «Счастливая мама-2».

С 4 до 6 лет — важный период в жизни ребенка. Это период волшебства. Волшебство нужно, чтобы ребенок научился мыслить.
Если этот период волшебства был, то у ребенка закладывается интуитивное мышление (это такое мышление, когда не все пазлы у нас есть, но картинку мы можем увидеть и знаем, как действовать).

Что такое творческое мышление? Это когда человек способен рождать новый продукт. Это не только про искусство, но и про бизнес, и про отношения.
Бизнесмен создает деньги. Гармоничные отношения в семье создаем мы.

Процесс творчества это:

  • Желание.
  • Постановка задачи.
  • Сбор данных.
  • Кодирование.
  • Обработка.
  • Модель.
  • Новый продукт.

Противоположность творческому мышлению — это репродуктивное мышление (по шаблону). И нагружая ребенка буквами и цифрами, мы закрепляем репродуктивное мышление и отнимаем умственную энергию от процесса развития креативности.

В результате раннего обучения происходит «кривая» сборка нейронных цепей, что-то важное пропускается.

Люди с творческим мышлением к 40 годам приходят к жизненному расцвету. А люди с шаблонным мышлением к 30-40 годам теряют смысл жизни, чувствуют, что живут в напряжении, испытывают дискомфорт и неудовлетворенность жизнью. С шаблонным мышлением живет большинство.

Шаблонное мышление — тоже нужно. Это передача накопленного опыта поколения. Этим как раз и занимаются в школе. Но это промежуточное мышление, нужно развивать и творческое мышление.

 

Комментарии отключены.