Согласно Штайнеру, «ритм является носителем здоровья» как вообще всех жизненных процессов. Ритмическая система организма, имеющего своим центром сердце и легкие, представляет собой срединное звено трехчленного организма, располагаясь между полюсом нервной системы и органов чувств, концентрирующегося, главным образом, в голове, и системой обмена веществ и конечностей. То или иное заболевание можно трактовать как смещение равновесия в сторону одного из этих полюсов. Ритмическая же система, которая в течение жизни никогда не устает, представляет собой некое динамическое равновесие — источник здоровья. Поэтому соблюдение ритма смены различного рода деятельностей в течение дня, недели, года, многократные повторения уже бывших мотивов рассматриваются как важнейший принцип с гигиенической точки зрения.
«Если вы станете каждый день, например, в течение недели в половине одиннадцатого утра съедать бутерброд, то на следующей неделе в это время вы будете испытывать желание съесть бутерброд. Так человеческий организм предрасположен к формированию ритма. Но не только внешний организм, но весь человек ориентирован в своих предрасположенностях на ритм» (Р. Штайнер).
Маленькие дети не могут сами организовать свою жизнь в соответствие со здоровыми ритмами. Как совершенно открытый «орган чувств» ребенок отдан всему, что происходит в его окружении. Если окружающие его люди будут днем спать, а ночью бодрствовать и заниматься какой-либо деятельностью, то, соответственно, у ребенка будет формироваться именно такой ритм, который будет запечатлеваться всем его организмом, всеми внутренними органами. Поэтому «так важно, чтобы мы, взрослые, сознательно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм. Чем более ритмична жизнь маленького ребенка, тем его развитие протекает более здоровым образом. Поэтому мы уделяем большое внимание тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись бы неизменными» (Кречман). Для ребенка-дошкольника упорядоченное в общих чертах, ежедневно повторяющееся течение первой половины дня в детском саду — или всего дня в группах полного дня — является существенным облегчением. Не происходит ничего непредвиденного; не происходит травмирующей психику ребенка хаотической смены различного рода деятельностей, выходящих за пределы доступного сознанию ребенка кругозора; по выражению Хебенштрайта, известного немецкого дошкольного педагога, «ребенок приобретает опыт постоянства и последовательности, укрытости и защиты; будущее становится предсказуемым».
Повторение и ритм, таким образом, — важнейшее условие душевного благополучия». Недавно проведенные исследования психологии окружающей среды подтвердили предположение, что стабильность, предсказуемость и регулярность окружающей среды ребенка коррелирует с когнитивным развитием. Исследования показали, что «окружающая среда детей-дошкольников с нарушениями развития характеризуется повышенной нерегулярностью и недостатком предсказуемости» (Шульц-Гамбард).
Комментарии отключены.