Антропософский взгляд на простудные заболевания

Родители, приводя заболевшего простудой или ангиной ребенка на консультацию, хотят решить именно эту проблему и получить конкретные рекомендации именно для этого случая.

Это, безусловно, правильно. Но задавал ли кто-либо из вас вопрос — почему это случилось с моим ребенком именно сейчас, а не месяцем раньше или позже? Есть ли смысл в этой болезни или же, как многие ныне считают, в том числе и врачи, что простудные заболевания, которыми мы болеем, если подсчитать, — это потерянный год жизни. Мы лежим, страдая от лихорадки, разбитости, головной боли и других симптомов интоксикации организма. Кто же в этом виноват? Многие из вас ответят, что ребенок заразился вирусной или бактериальной инфекцией.

Но тогда почему в период эпидемии гриппа заболевают не все поголовно, а только 30% населения? Значит, думают другие, их ребенок сейчас, в данный момент времени оказался предрасположенным к тому, чтобы заразиться.

Отсюда и появляются два вопроса сегодняшней беседы:
— почему мы заболеваем?
— в чем смысл именно простудных заболеваний?

Только тогда, когда к инфекционной модели заболевания, о которой мы много знаем, будет прибавлена модель предрасположенности к заражению — только тогда будет создана целостная модель болезни.

Чтобы ответить на вопрос, почему человек заболевает, необходимо знать, благодаря чему он здоров, несмотря на влияние окружающей среды (к чему и относятся наши знакомые — вирусы, бактерии).

В антропософской медицине здоровье и болезнь не противопоставляются друг другу, а рассматриваются как части одного круга, одного циклического процесса.
Например, в природе широко распространено осаждение, отложение минеральных веществ из растворов, из живых клеток растений (образование кальция, кристаллов солей щавелевой кислоты в растениях). В человеческом организме образование костей можно рассматривать как сходный здоровый процесс. Если же этот процесс осаждения минерального становится слишком сильным, тогда в суставах начинают откладываться кристаллы мочевой кислоты, возникает подагра, в почках или желчном пузыре образуются «камни». В человеческом организме возникает нечто, что не вписывается в целостную систему его деятельности. Это и есть болезнь.

Все так называемые болезненные процессы являются ни чем иным, как нормальными процессами организма, которые происходят не с той интенсивностью, не в том месте, или не в то время. А здоровье является индивидуальным и специализированным процессом удержания равновесия. И это равновесие является не застывшим, но в высшей степени подвижным. Оно поддерживается благодаря ритмической системе (системе дыхания и циркуляции), существующей в физическом теле человека.

Давайте посмотрим на человека как на целостную структуру, включая и его социальное окружение. Тогда в центре внимания будет находиться не возбудитель заболевания, а вопрос — какие телесные, душевные и духовные факторы ответственны за так называемый слабый иммунный ответ и, как следствие этого, восприимчивость к конкретным возбудителям. Рассмотрим такие факторы, как:

— на телесном уровне: генетические причины, недостаточное и неправильное питание, а также недостаток сна и/или движения, переохлаждение;
— на душевном уровне: стресс, перенапряжение, страх, скука, депрессия, шоковые состояния, недовольство, сложности в отношениях;
— на духовном уровне: недостаток идеализма, мотивации, духовной пищи и энтузиазма;

Таким образом, здоровье — это способность организма уравновешивать односторонние нагрузки и противодействовать возможным болезненным тенденциям. Понятно, что здоровье может быть только индивидуальным, поскольку динамическое равновесие между физиологическими процессами в организме каждого человека строго индивидуальны и являются специфической задачей каждого человека. Это требует столько же заботы и поддержки, как развитие и поддержка душевных и духовных способностей к преодолению препятствий.

(Составлено по материалам сайта центра антропософской медицины Терапевтикум).

 

Оставить комментарий