Как развивается человек с возрастом

Разделение на жизненные фазы

«Каждый период жизни имеет свой собственный смысл, свою собственную задачу. Найти их и себя в них является одной из важнейших задач приспособления к жизни». (Эрих Штерн)

Разделение человеческой жизни на фазы было спорным с давних времен. Существуют системы, которые делят человеческую жизнь на периоды в 7, 14 или 21 год, и системы, которые видят пять, семь или девять не равных по продолжительности жизненных фаз.

Старейшая система, которая оказала влияние на нашу западную культуру, это греческое деление на 10 периодов по семь лет:

  • 0-7 лет: время жизни фантазий,
  • 7-14 лет: время воображения, имагинации,
  • 14-21 год: половое созревание и юность,
  • 21-28 лет: завоевание жизненного базиса,
  • 28-35 лет: подтверждение и сличение найденных основ жизни,
  • 35-42 года: вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,
  • 42-49 лет: маниакально-депрессивный период,
  • 49-56 лет: борьба с собственным закатом,
  • 56-63 года: мудрость,
  • 63-70 лет: вторая молодость — переход признают сознательно — в этой фазе человек может еще раз достичь кульминации своей жизни.

Вийнпшрден различает три больших фазы:

  • 0-18 лет: изучение внутреннего и внешнего мира,
  • 18-42 года: принятие внутреннего и внешнего мира,
  • с 42 лет и до конца: осознание внутреннего и внешнего мира.

По Шарлотте Бюлер, течение человеческой жизни осуществляется развитие на основе определенных биологических стремлений. Это:
(1)удовлетворение потребностей,
(2)самоограничивающаяся адаптация изнутри, называемая также регулированием жизни,
(3)поддержание внутреннего порядка, благодаря которому становится возможной последовательность,
(4)творческая экспансия.

Романо Гвардини:
(1)жизнь во чреве матери, рождение и детство,
(2)кризис созревания (половая зрелость),
(3)молодой человек (юность),
(4)кризис из-за приобретения опыта (переход от юности к экспансивному взрослению),
(5)совершенный человек (тридцатые годы),
(6)кризис узнавания границы (начало сороковых годов),
(7)отрезвленный человек,
(8)кризис освобождения, мудрый человек.

Рудольф Штайнер (основатель вальдорфской педагогики) в образе человека центральным определяет понятие развития.
В отношении биологического развития Штайнер примыкает к учению Гете о метаморфозах, подхватывает учение Шиллера о триединстве духовных устремлений человека и разнимает из них совершенно новое гетеанистическое мировоззрение, рассматривающее человека как единство тела, души и духа.

Тело, подчиняющееся определенным законам развития, возникло в результате длительной эволюции. В отличие от него дух, проникающий в сознание человеческого »Я», ориентирован на будущее и стремится к свободе. Между обеими сферами находится человеческая душа или психика — та арена, на которой встречаются обе силы и где человек предстает как человек здесь и теперь.

Штайнер также исходит из десяти периодов развития по семь лет каждый: 3 раза по семь лет на физически-душевное развитие, 3 раза по семь лет на собственное душевное развитие, 3 раза по семь лет на развитие духа.

Таким образом, за 63 года человек проходит свои ступени развития, и потом у него остается еще десятое семилетие, чтобы закрепить развитие.
В возрасте семидесяти лет он готов собирать плоды своей жизни и возвращать их обществу.

Здесь уместно краткое предупреждение. Никто из авторов, описывающих биографию как семи- или четырнадцатилетний ритм, также и Рудольф Штайнер, не считает, что смена фаз происходит по соответствующим календарным дням. Скорее, это вехи, средние значения, интервалы, по которым осуществляется индивидуальное развитие. Это масштабы, по которым можно определять важные отклонения.

По ним можно искать причины акселерации или замедления в развитии. В младенчестве это совершенно нормально. Кто в семь лет еще не созрел для школы, у того налицо нарушение в развитии. Тот, кто уже в 9 лет или только в 17 вступает в период половой зрелости, в большинстве случаев уже нуждается в лечении. Чем старше становится человек, тем более ускоренно или замедленно может он проходить фазы своего индивидуального развития.

Штайнер рассматривает три уровня развития души, которые он называет душой ощущающей, душой рассудочной и душой сознательной. Между 21 и 42 годами можно различить эти различные уровни как доминирующую оценку человеческого развития.

По книге Бернарда Ливехуда «Кризисы жизни. Шансы жизни»

 

Комментарии отключены.