Кухня как важное место воспитания

За пять лет домашнего воспитания, единственное, что у меня не получалось, это приобщать детей к труду. Конечно, я ставила перед собой такую задачу и пыталась её решать, но не систематически. Было опасение, что я «передавлю» на детей и совсем отобью у них охоту к домашнему труду. И неуверенность, правильно ли постоянно привлекать детей к помощи по хозяйству? Поэтому я позволяла детям много играть, заботилась, чтобы у них были качественные натуральные игрушки, которые бы развивали их фантазию; мы занимались творчеством и рукоделием – тоже не безделье! Дети с удовольствием помогали мне готовить, но вот помыть и протереть посуду, убрать её на место, протереть пол, убрать в комнате, и не только за собой, но и за маленьким братом, застелить постель – это они делали лишь изредка и с неохотой.

И тут снова нужен был толчок, чтобы у меня самой возникло внутренне понимание, что и как делать, чтобы приобщение детей к ТРУДУ перестало быть моим «больным местом». Во мне что-то перевернулось, когда я побывала на семинаре по бытоустройству у Людмилы Краснобаевой. Я вдруг поняла, что, отстраняя детей от «взрослого» труда, лишала их чего-то очень важного: «КОГДА РЕБЁНОК НАЧИНАЕТ ОТДАВАТЬ – ЕМУ СТАНОВИТСЯ ХОРОШО!»
На следующий после семинара день, когда я попросила детей помочь мне вытереть посуду после мытья, они это сделали с радостью. На другой день я попросила их помыть посуду – они и это сделали с радостью. Ещё через день я отправила их прибрать на кухне, и каково было моё удивление, когда всё было помыто, протёрто и убрано в шкаф. И главное, у детей даже мысли не возникло, что их принуждают к чему-то, что им не нравится! Им показалось это естественным. А причина была в том, что это стало естественным в моей голове. И необходимым условием хорошего воспитания.

Специалист по семейному бытоустройству Людмила Краснобаева назвала задачей родителей «сделать из детей хороших помощников (стюартов), чтобы они состоялись как Мастера в домашнем труде». Эта фраза поначалу вызвала удивление: мы же не хотим видеть в наших детях только домохозяек и поваров?! Однако следом участники семинара услышали убедительные аргументы в пользу воспитательного потенциала «кухонного труда»: «Можно не обустраивать дома научных комнат, не приглашать педагогов, но освоить с детьми кухню – и вы дадите детям серьёзное образование. Кухня образует ребёнка в любом аспекте педагогики: в плане истории, человековедения, здоровья, умения ловко работать руками. Кухня позволяет бесконечно разнообразить тренинг интеллектуального начала в ребёнке через сопряжение нескольких одновременных процессов (первое как раз подсохнет, пока второе закипит, а третье успеваем почистить за это время). И как можно наладить работу кончиков пальцев, овладев разнообразным оснащением! И главное, на кухне всегда имеет место прямая мотивированность на результат и его качество».

Ещё через какое-то время я наткнулась на слова Митрополита Калужского и Боровского Климента: «Прежде воспитание в большей мере осуществлялось в процессе труда: ребёнок с детства имел обязанности по дому, приобретал в домашнем труде вместе с трудовыми навыками нравственные качества. Но современная цивилизация во многом освободила ребёнка от обязанностей по дому, и у него образовалось много свободного времени, когда ребёнок предоставлен сам себе. Ребёнок растёт, ходит в садик, потом в школу и больше ничего не делает. Хорошо, если родители привлекают его к труду по дому, а то придёт из школы – и к телевизору, компьютеру или гулять. У такого ребёнка с детства развивается праздность. А по учению святых отцов, «праздность – мать пороков».
Когда я поделилась своим открытием с мамой и мужем, они в один голос мне сказали: «Мы тебе уже столько про это говорим, а ты нас не слышишь!» И мы стали активно привлекать детей мыть посуду, протирать и убирать её на место, мыть пол, помогать убирать снег во дворе: пусть и маленькими игрушечными лопатками, но они по-настоящему помогают маме и папе!
Наш быт учит ребёнка способности отдавать и заботиться о ближнем. Особенно эффективно это делает Кухня.

Из книги Елены Гринталь «СЧАСТЛИВАЯ МАМА. Пятилетний опыт домашнего воспитания моих детей»

 

Комментарии отключены.