Развитие 12-ти чувств у ребенка

«Деятельность органов чувств — Чувственный опыт — Переживание себя — Осознание себя».

В настоящее время на заботу об органах чувств обращают все большее внимание, поскольку теперь стало общеизвестно, что не только переживание себя и осознание себя, но и определенные интеллектуальные достижения зависят от того, насколько развиты и согласованны друг с другом функции органов чувств. При этом необходимо учитывать, что каждое чувственное впечатление особенно целостным образом переживается дошкольником, который реагирует на него всем своим организмом: он прыгает от радости, когда он видит нечто прекрасное, он потягивается всем телом, его передергивает от неприятного запаха и т.д. Эти переживания испытывают не только органы чувств, все тело реагирует намного более интенсивно, чем это будет позже. Дошкольник (как постоянно подчеркивает Рудольф Штайнер), является одним целостным органом чувств. Он также, особенно в раннем детстве, чрезвычайно раним и целиком травмируется в своем развитии от бессмысленных и вредных впечатлений. Поэтому забота об органах чувств имеет особое значение в дошкольном возрасте. Забота об этой области в рамках педагогики является в истинном смысле слова организующей — не только в отношении последующего развития чувств и представлений, но и прежде всего в отношении развития тела, для того, чтобы «чувствовать себя хорошо в своей шкуре». Восприятие самого себя и развитие самосознания возникают на основе чувственных переживаний, полученных в раннем детстве, и опираются на связанные с этими переживаниями телесные функции. Поэтому мы хотим указать здесь на некоторые существенные аспекты, касающиеся заботы об органах чувств и получаемом с их помощью опыте.

Представленные ниже 12 видов деятельности органов чувств и важнейшие возможности для их развития, а также вредоносные для них влияния основаны на учении Штайнера об органах чувств.

Забота о развитии чувств у детей.

4 чувства, которые дают возможность приобрести опыт переживания своего тела.

Чувство осязания

Его орган: Тактильные тельца и свободные нервные окончания.
Он передаёт: Переживание себя на границе тела посредством прикос¬новения. Защищенность благодаря телесному контакту. Экзистенциальное доверие.
Указания по его развитию, особенно в период грудного вскармливания и раннего детства: Переход от одиночества к защищенности, нежный телесный контакт и спокойное оставление ребенка наедине с собой. Умение отпустить ребенка настолько же важно, как и умение брать на руки. Создание игрового пространства, где ребенок может трогать, исследовать, открывать.

Вредоносные влияния: Внешний уход без внутреннего принятия ребенка. Слишком много безопасности или же слишком частое оставление ребенка наедине. Прикосновения, похожие на нападения, без уважения к телесно-душевной целостности ребенка.

Чувство жизни

Его орган: Вегетативная нервная система.
Он передаёт: Ощущение комфорта, переживание гармонии. Ощущение того, что процессы гармоничны и сочетаются.
Указания по его развитию: Ритмический распорядок дня. Доверие к жизни.
Переживание правильного количества и правильного времени, т.е. ритуалов, которые согласованы между собой. Радостная атмосфера во время приема пищи.
Вредоносное влияние: Ссоры, насилие, запугивание. Спешка, испуг. Недовольство. Отсутствие меры. Нервозность. Отсутствие гармоничных переходов от одного вида деятельности к другому.

Чувство собственного движения

Его орган: Мышечное веретено.
Он передаёт: Восприятие собственного движения. Ощущение свободы и чувство владения собой вследствие владения собственными движениями.
Указания по его развитию: Давать детям действовать самостоятельно. Детская должна быть такой, чтобы в ней все можно было трогать и свободно играть. Осмысленные движения.

Вредоносные влияния: На каждом шагу запрещать ребенку что-либо делать. Недостаточное побуждение ребенка к деятельности своей пассивностью или отсутствием примеров для подражания. Отсутствие движения вследствие сидения перед экраном. Игры с автоматическими игрушками, которые делают из ребенка наблюдателя.

Чувство равновесия

Его орган: Система полукружных каналов во внутреннем ухе.
Он передаёт: Переживание равновесия, выравненности, точки покоя, веры в себя.
Указания по развитию: Подвижные игры, качели, ходить на ходулях, прыжки, бег и
т.д. Спокойствие и надежность при обращении с ребенком. Стремление к внутреннему равновесию со стороны взрослого.

Вредоносные влияния: Малоподвижность. Внутреннее беспокойство. Депрессия, пессимизм. Пресыщение жизнью. Тревожность. Внутренняя раздвоенность.
4 чувства, которые помогают получить опыт переживания окружающего мира на душевном уровне.

Чувство запаха

Его орган: Слизистая оболочка обонятельной области в корне носа.
Он передаёт: Связь с пахучим веществом.
Указания по его развитию: Поиск дифференцированных обонятельных переживаний с помощью растений, продуктов питания, в городе и деревне.

Вредоносные влияния: Плохо проветриваемые помещения. Загазованность. Вызывающие отвращение чувственные впечатления и аморальное поведение окружающих.

Чувство вкуса

Его орган: Вкусовые почки в слизистой оболочке языка.
Он передаёт: Вкус сладкого, кислого, соленого, горького. В сочетании с чувством запаха дифференцированные вкусовые композиции.
Указания по его развитию: Давать возможность проявиться собственному вкусу продуктов питания с помощью правильного их приготовления.
Обсуждение событий и происшествий «со вкусом». Эстетическое оформление окружения.

Вредоносные влияния: Усилители вкуса, искусственные ароматизаторы, злоупотребление кетчупом и т.д. Безвкусные замечания. Бестактность. Отсутствие эстетики в окружении.

Чувство зрения

Его орган: Глаз.
Он передаёт: Свет и цвета.
Указания по его развитию: Обращать внимание ребенка на тонкие оттенки цветов природы с помощью личного примера и интереса. Гармоничное сочетание цветов в одежде и интерьере.

Вредоносные влияния: Фиксация на деструктивных или «тупых» образах.
Кричащие цвета. Злоупотребление телевизором. Мрачное настроение. Отсутствие интереса. Унылые цвета окружения.

Чувство тепла

Его орган: Рецепторы тепла и холода.
Он передаёт: Переживание тепла и холода.
Указания по его развитию: Забота о тепловом организме с помощью одежды, соответствующей возрасту ребенка. Излучение душевного и духовного тепла.

Вредоносные влияния: Чрезмерное закаливание. Жаркие помещения. Холодная одежда.
Холодная, безличная атмосфера. Показная и лживая «сердечность».
4 чувства, служащие для душевно-духовного восприятия и переживания себя .

Чувство слуха

Его орган: Ухо.
Он передаёт: Переживания звуков. Раскрытие внутреннего душевного пространства.
Указания по его развитию: Пение. Слушание классической музыки, в особенности Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта (по возможности в живом исполнении) и игра на музыкальных инструментах. При рассказывании и чтении историй изменять скорость речи в зависимости от способностей детей к восприятию.
Выдерживать паузы для того, чтобы у ребенка могли возникнуть внутренние образы, музыкальная память и звуковые сочетания.

Вредоносные влияния: Акустическая перегрузка, в особенности СМИ (слишком громко, слишком быстро, безличностно, как фон). Поверхностные или лживые высказывания. Неестественные интонации.

Чувство слова

Его орган образуется как орган восприятия целостных образований в результате восприятия двигательных и речевых процессов.
Он передаёт переживание облика и физиономии (чувство формы) вплоть до восприятия звукообраза отдельного слова.
Указание по его развитию: Теплые, сердечные интонации. Внешнее поведение, выражаемое жестами и телом. Внутренние переживания согласовывать с высказываниями, поскольку иначе возникает ложное впечатление. Развивать чувство индивидуального самовыражения.

Вредоносные влияния: Отвергающие жесты.
Холодное, нейтральное поведение, когда ребенок никогда точно не знает, радуются ли родители, грустят, настроены общаться или же мысленно отсутствуют. Любая форма лжи; когда внутреннее и внешнее не совпадают.

Чувство мысли.

Его орган образуется вследствие комплексного восприятия жизненных процессов, «согласованностей» и «несогласованностей» в окружении.
Он передаёт непосредственное чувственное понимание мыслительных взаимосвязей.
Указания по заботе: Забота о правдивости и согласованности. Увязывать друг с другом вещи и процессы. Переживание осмысленности взаимосвязей в окружающем мире.

Вредоносные влияния: Бессмысленные действия. Спутанное, нескоординированное мышление. Искажение смысловых взаимосвязей.

Чувство Я

Его орган возникает в результате тактильных восприятий и прикосновений на границе собственного тела.
Он передаёт: Опыт переживания сущности, непосредственное переживание и признание другого человека как Я.
Указания по его развитию: Любящие прикосновения и переживание ребенком
исполненного любви близкого человека. Любовь взрослых по отношению друг к другу и к ребенку. Культура встреч и приема гостей. Действительное восприятие другого. („Ты» Мартина Бубера).

Вредоносные влияния: Отсутствие интереса, неуважение и привычка говорить плохо о других людях в их отсутствие. Потребление масс медиа и взаимодействие с виртуальной реальностью, в которой невозможно никакое реальное переживание сущности другого человека. Материалистическое представление о человеке.

Когда мы на основе 12 чувственных областей опыта описываем пробуждение здорового самосознания, это не означает, что это самосознание возникает из чувственной деятельности, речь идёт только о том, что оно с помощью этой деятельности осознаётся. есть старая немецкая пословица: «Если бы я был королём, но не знал об этом, то я не был бы королём». Духовная сущность человека — его Я — обладает вечной природой, но «знает» о себе лишь то, что само смогло осознать посредством жизни в индивидуальном теле на земле.

 

Оставить комментарий