Взгляд вальдорфской педагогики на организм человека

Согласно вальдорфской педагогике, наше ТЕЛО имеет трёхчленную природу:

  • Нервно-чувственный человек. Эта организация расположена в нервах, ведущих к мозгу. Образ – голова.
  • Второй член человеческого тела сформирован ритмической организацией, всем, что связано с дыханием и кровообращением. Человек, живущий в ритмической деятельности. Или “человек груди”. Образ – грудь.
  • Третья органическая система выражена в деятельности обмена веществ и конечностей. Образ – брюшная полость.

Наша ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ тоже имеет трёхчленную природу:

  • Мышление.
  • Чувство (чувствование, эмоции).
  • Воля (воление).

Каждое душевная сила связана с тремя системами тела. Мышление – с нервно-чувственной системой тела. Органическая основа чувств с ритмической системой тела. Воля тесно связана с нашей системой обмена веществ и конечностями.

Наше СОЗНАНИЕ (или наша ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ) имеет трёхчленную природу или три состояния:

  • Бодрствование (пробуждённое).
  • Мечтание (сновидческое, грезящее).
  • Спящее.

Если соотнести эти три состояния сознания с трёхчленной природой организма, то увидим следующее. В пробуждённом сознании мы находимся в жизни нашего мышления. Как чувствующие, мы живём в том же сознании, что и сновидения. Волю же мы можем пережить только в состоянии сознания, сходным с глубоким сном. Воля поддерживается системой обмена веществ в теле.

Например, мы двигаем ногами. Своим дневным сознанием мы в этом момент столь же мало можем проникнуть в то, что происходит между волевым импульсом и системой обмена веществ, как мало мы можем рассмотреть, что происходит в нашем глубоком сне.

12 чувств человека также имеют свою троичную классификацию:

  • 4 базовых (или нижних) чувства, связанных в волевой активностью;
  • 4 средних чувства, относящихся к чувствующим, эмоциональным чувствам;
  • 4 верхних чувства, которые имеют познавательный характер.

Если мы берём арт-терапию, то:

  • Рисование воздействует на верхнего, головного человека;
  • Живопись через цвет воздействует на среднего, грудного человека;
  • Моделирование воздействует на нижний полюс, на человека обмена веществ и конечностей.

С рождения до 21 года у человека полностью выстраивается телесность.

До 7 лет формируется органическая система, выраженная в деятельности обмена веществ и конечностей.

С 7 до 14 лет выстраивается ритмическая организация, “грудной человек”, всё, что связано с дыханием и кровообращением.

С 14 до 21 года  полностью формируется “головной человек”, организация нашего тела, расположенная в нервах, ведущих к мозгу.

Понимая, что воля связана с обменом веществ и конечностями, становится очевидным: до 7 лет мы должны заложить фундамент для воли. Только к шестилетнему возрасту мы получаем зачатки воли.

«Элемент воли в детских действиях возникает лишь на шестом году жизни, во время готовности к школе. Это самая первая, примитивная форма воли. Она еще на 90 процентов является желанием, и на 10 процентов – управлением, основывающимся на наблюдении и опыте. И все-таки здесь можно говорить о начале волевого элемента» (Б.Ливехуд «Этапы развития ребенка»).

Поэтому в вальдорфской педагогике так много внимания уделяется творчеству, рукоделию и всему, что связано с действиями. Всё это работает на формирование воли.

Также основной акцент до семи лет должен делаться на развитии базовых четырех чувств, связанных с волевой деятельностью: это чувство осязания, чувство жизни, чувство движения и чувство равновесия.

По книгам:
Вилли Эппли “Забота о развитии чувств ребёнка”,
Бернард Ливехуд «Этапы развития ребенка» ,
Ева Мей-Кристеллер “Художественная терапия на практике”.

 

Комментарии отключены.