Согласно вальдорфской педагогике, наше ТЕЛО имеет трёхчленную природу:
- Нервно-чувственный человек. Эта организация расположена в нервах, ведущих к мозгу. Образ – голова.
- Второй член человеческого тела сформирован ритмической организацией, всем, что связано с дыханием и кровообращением. Человек, живущий в ритмической деятельности. Или “человек груди”. Образ – грудь.
- Третья органическая система выражена в деятельности обмена веществ и конечностей. Образ – брюшная полость.
Наша ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ тоже имеет трёхчленную природу:
- Мышление.
- Чувство (чувствование, эмоции).
- Воля (воление).
Каждое душевная сила связана с тремя системами тела. Мышление – с нервно-чувственной системой тела. Органическая основа чувств с ритмической системой тела. Воля тесно связана с нашей системой обмена веществ и конечностями.
Наше СОЗНАНИЕ (или наша ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ) имеет трёхчленную природу или три состояния:
- Бодрствование (пробуждённое).
- Мечтание (сновидческое, грезящее).
- Спящее.
Если соотнести эти три состояния сознания с трёхчленной природой организма, то увидим следующее. В пробуждённом сознании мы находимся в жизни нашего мышления. Как чувствующие, мы живём в том же сознании, что и сновидения. Волю же мы можем пережить только в состоянии сознания, сходным с глубоким сном. Воля поддерживается системой обмена веществ в теле.
Например, мы двигаем ногами. Своим дневным сознанием мы в этом момент столь же мало можем проникнуть в то, что происходит между волевым импульсом и системой обмена веществ, как мало мы можем рассмотреть, что происходит в нашем глубоком сне.
12 чувств человека также имеют свою троичную классификацию:
- 4 базовых (или нижних) чувства, связанных в волевой активностью;
- 4 средних чувства, относящихся к чувствующим, эмоциональным чувствам;
- 4 верхних чувства, которые имеют познавательный характер.
Если мы берём арт-терапию, то:
- Рисование воздействует на верхнего, головного человека;
- Живопись через цвет воздействует на среднего, грудного человека;
- Моделирование воздействует на нижний полюс, на человека обмена веществ и конечностей.
С рождения до 21 года у человека полностью выстраивается телесность.
До 7 лет формируется органическая система, выраженная в деятельности обмена веществ и конечностей.
С 7 до 14 лет выстраивается ритмическая организация, “грудной человек”, всё, что связано с дыханием и кровообращением.
С 14 до 21 года полностью формируется “головной человек”, организация нашего тела, расположенная в нервах, ведущих к мозгу.
Понимая, что воля связана с обменом веществ и конечностями, становится очевидным: до 7 лет мы должны заложить фундамент для воли. Только к шестилетнему возрасту мы получаем зачатки воли.
«Элемент воли в детских действиях возникает лишь на шестом году жизни, во время готовности к школе. Это самая первая, примитивная форма воли. Она еще на 90 процентов является желанием, и на 10 процентов – управлением, основывающимся на наблюдении и опыте. И все-таки здесь можно говорить о начале волевого элемента» (Б.Ливехуд «Этапы развития ребенка»).
Поэтому в вальдорфской педагогике так много внимания уделяется творчеству, рукоделию и всему, что связано с действиями. Всё это работает на формирование воли.
Также основной акцент до семи лет должен делаться на развитии базовых четырех чувств, связанных с волевой деятельностью: это чувство осязания, чувство жизни, чувство движения и чувство равновесия.
По книгам:
Вилли Эппли “Забота о развитии чувств ребёнка”,
Бернард Ливехуд «Этапы развития ребенка» ,
Ева Мей-Кристеллер “Художественная терапия на практике”.
Комментарии отключены.