Волевые чувства: чувство движения

Развитие чувства движения не прекращается в течение всей жизни. Движение – это жизнь, потому что таким образом человек получает жизненную энергию из окружающей среды. Во время движения организм человека намного активнее обменивается энергией с магнитными, электрическими и иными полями, которыми пронизано всё пространство нашей планеты.

Чувство движения как одно из базовых “волевых” чувств

Радость – основа нашей душевной жизни – сохраняется, уменьшается или усиливается чувством собственного движения.

Чувство движения можно назвать матерью радости – тех эмоций, которые выражаются в улыбке. Радость – это не ощущение достигнутой цели, не обладание, а чувство освобождения от усилий, удовлетворение пройденной дорогой.

Движение сравнимо с усилиями человека, направленными на постоянный внутренний рост и развитие. Если мы не идём вперёд, то отстаём. Разнообразные препятствия, возникающие во время бега, ходьбы в самом человеке, являются прекрасной основой для внутреннего роста, развития волевых качеств. Волевые качества приобретаются незаметно для себя. Наша воля – в наших ногах.

Сделал ребёнок первый шаг – сделал первый шаг к развитию своей воли. Движение – это волевое действие. Поэтому так трудно ленивым взрослым делать зарядку, бегать и плавать.

С чувством движения связаны наши творческие способности и способности учиться в целом.

Опыт восприятия чувства движения: положение тела, различные возможности движения.

Чему учиться ребёнок: подвижность, координация движений, способность вписаться в круговое движение, умение работать в коллективе, ловкость, умение адаптироваться, самостоятельность, уверенность в себе.

Практика развития чувства движения

На кухне

Во время резки овощей и фруктов дети могут развить ловкость. Однако для этого детям надо дать настоящие острые ножи. Кто боится, что дети порежутся и даёт им вместо острых ножей тупые, забывают об одном: пользуясь тупым ножом, дети привыкают к неправильным движениям и нажиму, что впоследствии, когда они будут обращаться с острым ножом, гораздо скорее может привести к травме. Намазывать булочки – тоже хорошее упражнение.

Территория

Чтобы реализовать стремление детей к движению, нужна территория, дающая разнообразные импульсы к нему. Рельеф должен быть разнообразным: подъёмы, впадины, холмы, ступени, одна прямая дорожка, несколько изогнутых и кольцевых дорожек. На территории здорово устроить цветочные и овощные грядки. Наряду с мячами, скакалками, верёвками, для игры необходимы: скамейки, лестницы, стремянки, доски.

Игры с мячом

Для детей дошкольного возраста игры с мячом ещё не подходят, поскольку дети ещё не очень хорошо умеют ловить мяч. Поэтому здесь идёт речь больше о том, чтобы бросать мяч и попадать в цель. Тем не менее, дети, конечно, должны учиться и ловить его. Надутые резиновые или кожаные мячи не очень подходят для игры в этом возрасте. Они слишком лёгкие и сильно отскакивают. Хорошо подходят прочные тряпичные мячи, которые очень удобно ловить. Во многие игры удобно играть мячами, набитыми песком. С воздушным шариком хороши игры, в которых шарику нужно не дать упасть на пол. Для того, чтобы потренироваться ловить мяч, хорошо его бросать через натянутый шнур.

Игры на меткость с мячом или мешочками с песком

На расстоянии двух метров ставим корзину. Туда надо попасть мячом. Можно повесить корзину или обруч на дерево
Большая ловкость требуется, чтобы кинуть маленький обруч на палку, которая воткнута в землю или песочницу. Обруч можно изготовить с детьми из гибких веток, перевязав верёвкой.

Рисование

В процессе рисования дети неосознанно обретают важный опыт, который, в прочем, не следует доводить до их сознания. Они переживают то, как во время рисования на листе бумаги их движения оставляют следы. Это же происходит и с трёхлетними детьми, которые рисуют просто так, безо всякого намерения изобразить что-нибудь конкретное. Дети неосознанно выражают и показывают тем самым нечто – а именно то, в какой стадии телесного и душевного развития они в данный момент находятся. И даже когда в возрасте четырёх лет дети начинают рисовать людей, деревья, мы всё же имеем дело не с изображением внешнего мира, а с символическим отражением их собственных процессов и переживаний. Поэтому не имеет смысла критиковать рисунки за то, что они не правильны, ибо они являются правильными именно в том виде, в котором существуют. Мы должны чаще давать детям рисовать и с уважением относиться к их рисункам. Рисование является для них важной сферой получения опыта, позволяющей развить выразительную способность сообразно возрасту.

По книгам В. Ауэр «Практика пробуждения чувств», Н.Костинской “Заткните уши, или Как относиться к здравому смыслу ребёнка. О чувствах ребёнка”.

 

Комментарии отключены.