Чувство осязания – “волевое” чувство номер один

В наше время родители считают, что ребёнка до семи лет надо научить читать, писать, считать, развивать мелкую моторику и т.п. Но никто не задумывается над тем, что необходимо в первую очередь обратить внимание на развитие базовых телесных чувств: чувство осязания, чувство жизни, чувство движения и чувство равновесия. Если не развиты эти чувства, то ни о какой здоровой и гармоничной личности речи быть не может. И более высокие чувства не смогут быть развиты должным образом, если нет основы.

Чувство осязания в ключевых словах

  • Первое телесное базовое чувство – это чувство осязания.
  • Осязание – это активный, волевой процесс. Всё, что мы ощупываем, мы внутренне переживаем: твёрдый камень, шёлковую ткань и т.д.
  • Через осязание мы получаем ощущение надёжности и безопасности мира, в который приходим.
  • Если чувство осязания нарушено, то появляется ощущение опасности со стороны внешнего мира, тревожность, страхи.
  • Через чувство осязания мы развиваемся и духовно, и физически, и интеллектуально.
  • Чувство осязания связано с понятием такта и тактичности. Это умение соблюдать дистанцию, не навязывать другому человеку своих мнений и эмоций, искусство обходительного обращения с людьми.
  • Чувство осязания – это бесстрашие, это способность любить и быть любимым. “Осязательная любовь” – это путь к счастливой и успешной жизни.
  • Насколько чувство осязания было развито в первые годы жизни, настолько творчески может развиваться человек в среднем возрасте и настолько он способен быть полезным обществу в возрасте после 56 лет.
  • Опыт восприятия в чувстве осязания: телесное бытие, границы собственного тела, его формы и размеры.
  • Чему учится ребёнок: чувство тела, идентификация себя, чувство контакта с другими предметами и чувство опоры, ощущение себя в своём теле как дома, внутренняя уверенность, внимательность.

Развитие чувства осязания

УКРОМНЫЙ УГОЛОК

Для развития осязания детям нужен укромный уголок. Укромный уголок лучше всего устроить в настоящем углу или в любом другом подходящем месте. Внутреннее пространство должно быть маленьким, не должно иметь высокого потолка, там должно быть не слишком светло и напоминать пещеру. Дети ищут там некую защитную оболочку, которая немного больше их тела.
Детям нужны ящики и большие картонные коробки, чтобы устроить домики, куда они могут принести одеяла, подушки, кукольную посуду.
Младшие дети очень любят сидеть в ящиках, коробках, тазиках, корзинах. Они играют в железную дорогу, отталкиваясь от пола. Это даёт им опору и поддержку, особенно если сидящим в них очень тесно.

ТКАНИ ДЛЯ ИГРЫ

Хорошо, когда у детей в распоряжении есть многочисленные мягкие ткани их хлопка и шёлка разных цветов (примерно 120х200см). Дети любят завернуться в них с ног до головы, катаясь по полу. Или дети просят, чтобы их завернули. Это позволяет детям укрепить их собственную оболочку.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Детям необходимо давать возможность играть с водой: наполнять вёдра и поливать, лить воду на руки и ноги, делать запруду, месить кашу и т.д. Благодаря воде можно пережить поверхность собственного тела совершенно особым образом.

КАША ИЗ ЗЕМЛИ

Делать кашу из земли и воды, а также приправлять её песком, камушками и другими материалами – просто наслаждение для ребёнка, за исключением неприятностей, связанных с грязной одеждой. Нужно разрешить месить эту кашу руками, иначе они не будут иметь никакого переживания. Такая каша облекает совершенно иначе, чем песок. Когда её месят, она проходит между пальцами – наслаждение! А если эта каша высыхает. Она натягивается на коже. Тогда её можно увлажнить или дать осыпаться. И то и другое приносит интересные переживания границы собственного тела.

ХОДИТЬ БОСИКОМ

Дети должны по возможности часто ходить босиком дома и на улице. Летом бегать босиком по дорожке, по лужайке, в песочнице, по местам, покрытой галькой, древесной мульчей и т.д. Тогда восприятие себя в области ступней становится многообразнее.

БРАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПАЛЬЦАМИ НОГ

Чтобы лучше поспособствовать тому, чтобы дети ощутили свои стопы, попробуйте научится брать предметы пальцами ног. Например, можно проводить уборку после игры ногами. Тогда мы увидим, какими ловкими становятся дети. И мы, конечно, тоже))))

НОЖНАЯ ВАННА

В тазике с тёплой водой моем ребёнку ноги. Малыш сидит на стульчике, так что ступни стоят на дне тазика. На дне лежат камешки, ракушки, щётка. Ребёнок ощупывает эти предметы, каждый раз имея разное переживание своих ступней. Взрослый немного трёт щёткой его ступни, а потом вытирает полотенцем, растирает и слегка смазывает эфирным маслом. Это очень функционально и даёт весьма интенсивное переживание прикосновения в ногах.

МАССАЖ И ИГРЫ НА СПИНЕ 

И, конечно, можно пробовать всевозможные игры на спине: «Мы капусту рубим, рубим…», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…». На спинке у ребёнка можно изображать, как готовить пирог или пиццу, а спина ребёнка – это тесто. Можно показывать на спинке погодные явления: как барабанит дождь, светит солнышко, дует ветер. Массаж можно делать теннисными мячиками, шерстяными клубочками.

Материал подготовлен по книгам:
В. Ауэр «Практика пробуждения чувств»;
Н. Костинская “Заткните уши, или Как относиться к здравому смыслу ребёнка. О чувствах ребёнка”;
В. Эппли “Забота о развитии чувств ребёнка”.

 

Комментарии отключены.