От игрушки требуется, главным образом, чтобы она воздействовала на силы фантазии и, кроме того, она должна сообщать живые органичные впечатления (поэтому, мы рекомендуем сучья, а не геометрически оформленные кубики), это в особой мере касается куклы.
Кукла — это образ человека, и поэтому для каждого развивающегося человеческого существа она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет в его фантазии представление о его собственном строении.
Это позволяет сделать два необычайно важных вывода.
Во-первых, было бы неразумно по причине неправильного понимания «материнской деятельности» навязывать девочкам эту игрушку и не давать ее мальчикам. Такое разделение полов не имеет педагогического значения и не замечает того, что важно в этом возрасте.
Во-вторых, самое неправильное, с этой точки зрения, что можно сделать, — это снабдить такую куклу всеми анатомическими деталями, технически усовершенствовать ее так, чтобы она могла открывать глаза, мочить пеленки, чтобы ее можно было кормить, и т.д.
В таком случае ребенку не удается выразить силы своей фантазии как раз в обращении с этой самой важной игрушкой. Но эти силы хотят трудиться и ослабевают зачастую лишь потому, что им не хватает работы, которая могла бы их подкрепить. С силами фантазии дело обстоит так же, как и с человеческими мышцами, которые укрепляются путем многократного их напряжения.
Неудивительно, что дети становятся все более взыскательными по отношению к куклам, и без того напичканным всякими необычными «штучками».
Прелесть новизны нередко очень быстро улетучивается, так как однообразная и поэтому такая убогая деятельность, к которой вынуждает техническое устройство (например, у «говорящей» куклы), становится скучной. А лишенная всякого художественного вкуса слащавая улыбка, маской застывшая на кукольных лицах или нелепо растопыренные пальцы «красивой» ярмарочной куклы?
По многогранности ощущений, возникающих благодаря фантазии, ничто не сможет сравниться с совершенно незамысловатой узелковой куклой, сделанной из обычного платка. Ведь, в общем-то, в куклу — живое отображение человека, его превращает только лишь фантазия.
С помощью этой способности ребенок сможет представлять себе человека по-разному; это представление ни в коем случае не должно быть раз навсегда установленным, основанном на кукле. У многих нынешних детей фантазия атрофирована настолько, что они не представляют себе, как можно играть с подобной куклой из узлов, и понимающая мать должна помочь им в этом.
Часто удивляет, с какой быстротой можно нагнать упущенное, если дать ребенку необходимые игрушки.
После пятого года жизни вероятность удачи намного меньше. Если мать, осознавая необходимость этого, сама сумеет относиться к кукле как следует, ребенок перенимает такое отношение.
Если это не удастся, что тоже возможно по вполне понятным причинам, то лучше ей сшить обыкновенную куклу-марионетку, набитую овечьей шерстью, и платьица для нее, чем дать своему ребенку готовую куклу из магазина игрушек.
Ф.Яффке «Игрушки, сделанные родителями»
Комментарии отключены.