“Чувство благодарности – это основная добродетель ребенка от рождения до возраста смены зубов. Если ребенок с каждым, с кем он так или иначе общается, состоит в таких отношениях, что видит, как человек рядом с ним с благодарностью идет навстречу внешнему миру, если ребенок видит во всем, что он воспринимает из внешнего мира и чему он хочет подражать, подобные проявления благодарности, это означает для воспитания нравственного облика человека делается очень многое.
Благодарность – это то, что присуще первым семи годам жизни.
Если в первые семь лет жизни ребенка удалось развить у него чувство благодарности, легко воспитать то, что должно руководить всеми действиями ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет: любовь. Это добродетель второго периода жизни. И только после полового созревания из того, что человек познает в любви в период между сменой зубов и половым созреванием, развивается самый сокровенный из человеческих импульсов – чувство долга. И позже путеводной нитью всей жизни станет то, что так прекрасно выразил однажды Гёте в своем вопросе: “Что есть долг? Это когда любят то, что сами себе приказывают!” Однако к этому нас должны подвести. Достигнуть же этого можно лишь при наличии такой последовательности этапов: благодарность – любовь – долг”*.
/*23 июля 1924 г. в “Der pädagogische Wert der Menschenerkenntnis und der kul turwert der Pädagogik”, Dornach, 1929./
Свежие комментарии