Вальдорфская школа — «свободная школа». А первое слово о «свободной школе» принадлежало Л. Толстому. По словам писателя-педагога, свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными. Главная задача школы — возбуждение интереса к учению. И всякая учеба должна быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Основным методом обучения является опыт живого общения двух людей — учителя и ученика. Обучение и воспитание соединяется в предмете.
Особенность вальдорфской педагогической системы — преподавание эпохами. Можно сказать, что в основе этого метода лежит идея погружения, старая как мир. В 1915 году (!) русский педагог П. М. Луговской предлагает внедрить этот метод, потому что существовавшая тогда система учения, построенная на чередовании предметов в школьном расписании (что сохранилась и по сей день), «не дает возможности углубляться и вдуматься ни в один из них, прививает привычку к накоплению механически наслоенных знаний, без усвоения их». Надо добавить, что метод погружения активно применял в своей практике педагог-новатор М. Щетинин и А. Тубельский. Психологическое обоснование метода погружения находим у А. Ухтомского, который говорил, что человеческое поведение подчиняется закону доминанты, когда жизненно значимая деятельность осваивается быстрее и лучше. При традиционном же расписании каждая последующая доминанта (предмет) обесценивает предыдущую.
Краеугольный камень вальдорфского обучения — это феноменологический подход к материалу изучения: сначала живой опыт, наблюдение — потом описание — и в конце осмысление, формулировка. Известный советский педагог и ученый М. Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. также утверждал, что нужно «не сообщать истину, а открывать ее». Он придавал исключительное значение, исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, чтение, экспериментирование. «Чувство удивления — могучий источник желания знать». Классическое правило Аристотеля — мышление начинается с удивления.
В системе Сухомлинского звучат отголоски и других педагогических воззрений Р. Штайнера. Так, например, большое внимание уделяется в младших классах вальдорфской школы (и в детских садах) рассказыванию сказок. У Сухомлинского читаем: «Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли; а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка — это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творчеству и тем самым чувство собственного достоинства» (Сухомлинский).
Р. Штайнер образно характеризовал ребенка как орган чувств. Об этом же пишет Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом».
Р. Штайнер разработал также антропологическое учение о трехчленности человеческого существа (тело, душа, дух), он утверждал, что в воспитании и образовании участвует весь человек. О целостном подходе к ребенку уже в наше время постоянно говорил и выдающийся педагог и мыслитель С. Соловейчик: «Обращаясь лишь к памяти и сообразительности, можно учить большую часть детей, но если вы хотите учить всех, вы должны видеть ребенка в целом». Один из главных принципов вальдорфской школы — принцип всеобщего обучения, без отбора и деления детей по способностям.
Еще один принципиальный момент вальдорфской педагогики — идея классного учителя, духовного наставника. Штайнер огромное внимание уделял подготовке учителей, утверждая, что для ребенка 7—14 лет очень важна личность взрослого, который находится рядом. То же самое читаем у Сухомлинского: «Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Без постоянного духовного общения учителя и ребенка. Без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической».
В вальдорфской школе отсутствует вечный детский страх перед оценкой. Оценок до перехода в старшие классы детям не ставят. Многие русские педагоги-новаторы либо видоизменяли традиционный подход, либо вовсе отказывались, подобно Штайнеру, от формальной оценки. Так, одна из главных идей школы Амонашвили: «Педагогика должна быть экологически чистой, т. е. не силовой». Один из принципов Амонашвили — отсутствие оценочных баллов. Из класса в класс дети переходят с пакетом творческих работ и характеристикой учителя.
Вальдорфская педагогика придает большое значение человеческим связям и отношениям. Поэтому так важна в школе творческая деятельность учителей, детей и родителей — создание проектов, организация выставок, поездок, походов, постановка спектаклей и т. д. Многие русские учителя-вальдорфцы знакомы с опытом И. Иванова — создателя методики коллективных творческих дел (коммунарская методика), когда с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило — все творчески, иначе — зачем? Главная идея И. Иванова: жизнь детей должна быть наполнена массой событий, авторами которых становятся они сами. Дети обожают быть вместе — надо дать им эту возможность. Коммунарский круг, который проводится в начале и конце творческого дела, сродни общему кругу в вальдорфской школе.
Наряду с педагогической системой Штайнера столь же длительное испытание временем прошли еще две педагогических системы, возникшие почти одновременно с вальдорфом — это система Монтессори и школа Френе. Основательница метода Мария Монтессори так же, как и Штайнер особое внимание уделяла организации пространства, в котором происходит жизнь и обучение детей. Важным моментом жизни детского коллектива в школах и садах Монтессори также является общий круг, на котором взрослые и дети обсуждают различные события. В школах Монтессори дети ведут проективную деятельность.
Созвучны идеям Штайнера и идея школы Френе. Суть ее в том, что способности детей различны и не следует форсировать развитие ребенка, достигая больших результатов, чем сама природа. Одним из главных способов развития ребенка Френе считал мастерские ( столярного дела, рукоделия, кулинарии, танца, музыки, механики, печатного дела).
Завершая этот краткий обзор, сошлемся на выступление зав. Лаборатории перспективных технологий образования Е. В. Жариновой и нач. отдела прикладной культурологи Сивковой Т.Л. (см. журнал «Личность и культура» № 12 за 2003 г.), по мнению которых главным недостатком современного образования является фрагментарность и бесцельность. Эффективно образование комплексное, непрерывное и целенаправленное. Не об этом ли сто лет назад говорил Р. Штайнер, открывая первую вальдорфскую свободную школу «для всех»?
Совпадения в основных, принципиальных моментах вальдорфской педагогики с родственными ей педагогическими реформаторскими идеями свидетельствует об актуальности, научности и общественной значимости этой системы на русской почве.
Свежие комментарии