Рассмотрим три возрастных периода: от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет.
В первые три года ребенок преобретает те свойства, которые обуславливают его бытие как человека. В течении первого года жизни он учится ходить, на втором году — овладевает речью и на третьем — переживает пробуждение мышления, ребенок начинает говорить о себе «Я». В возрасте до трех лет ребенок, собственно, еще не играет. Для него все одновременно есть и игра и «работа», потому что осваивание ходьбы, речи и мышления требует много сил и значительного времени. Однако, едва научившись передвигаться, он становиться исследователем и исследует свое окружение: трогает, стучит, двигает, тянет, толкает, грызет. Его не интересует результат, он не направляется к определенной цели, ему важно само действие. Такая прглощенность деятельностью и является для него игрой.
После трех лет у детей пробуждается новая удивительная способность: фантазия. Из самых обычных вещей волшебным образом возникает весь мир. И вид самой игры изменчив и подвижен, игра не движется плавным и ровным потоком, а живет в постоянном превращении. Фантазия ребенка все снова и снова воспламеняется от тех предметов, которые ему встречаються. Один и тот же кусок дерева станивиться мостом, телефоном, люлькой для младенца.
Итак, в возрасте от 3 до 5 лет появляется собственно игра. Она интенсивна, скоротечна, связана с внутренней подвижностью и работой фантазии, но все еще не заботится о результате и не направляется к определенной цели.
Когда детям около 5 лет, их игра изменяется существенным образом. Если раньше какой-либо предмет побуждал фантазию и деятельность, то теперь импульс приходит изнутри. Дети в этом возрасте уже могут создавать сложные постройки, состоящие из нескольких частей (дом, поезд и т.д.). Ребенок целеноправленно проходит по комнате и находит нужные ему для игры материалы. Игра старших детей становится длительной и целеустремленной. Они могут затратить на постройку поезда во всех деталях целых полчаса, чтобы потом все оставшееся для свободной игры время его не покидать.
К семи годам дети имеют внутри себя определенный сюжет игры. Игра становиться длительной и устремлена к определенной цели.
Свежие комментарии