Давайте вспомним, как развивается человек, с точки зрения вальдорфской педагогики. В книге Елены Гринталь “Счастливая мама-1” есть глава, посвященная воспитанию чувств: “Ребёнок как единый орган чувств”. Однако информация накапливается, поэтому будет интересно обобщить прочитанное по теме.
До 7 лет при воспитании детей опирайтесь больше на действия. В этом возрасте развивается “человек обмена веществ и конечностей”, что связано с ВОЛЕЙ.
С 7 до 14 лет – опираемся на переживания и чувства ребёнка. В этом возрасте развивается “человек грудной”.
С 14 до 21 года – на мышление и разъяснения. Развивается “головной человек”.
В 21 год полностью формируется вся телесность человека в трёх основных отделах.
ВОЛЕВЫЕ ЧУВСТВА, которые необходимо развить в первом семилетии – это чувство осязания, жизни, собственного движения и равновесия.
ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ
СУЩНОСТЬ ЧУВСТВА: соприкосновение с окружающим миром, познание собственно телесности, ощущение границ и надёжности своего тела.
СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ: заботы.
ВРЕДОНОСНЫЕ ВЛИЯНИЯ: внешняя забота без действительного внутреннего приятия ребёнка, излишек защиты или невнимания, прикосновение к ребёнку скорее из собственного удовольствие, чем из любви к нему.
ЧЕРТЫ РЕБЁНКА С НЕ СФОРМИРОВАВШИМСЯ ЧУВСТВОМ: боязливый, робкий, душевно ранимый.
ДУШЕВНАЯ ТРАВМА: страх быть покинутым.
ОСОБЕННОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВОСПИТАНИЯ: мягкость, участие.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ: окружение ребёнка организовано с любовью.
АРТ-МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: лепка, изготовление скульптур из камня, садоводство.
ЧУВСТВО ЖИЗНИ
СУЩНОСТЬ ЧУВСТВА: информация о состоянии организма, ощущение происходящих в теле жизненных процессов (голод, жажда, насыщение, боль, удовольствие и т.д.).
СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ: терпимости.
ВРЕДОНОСНЫЕ ВЛИЯНИЯ: ссоры, насилие, запугивание, суета, испуг, недовольство, отсутствие чувства меры, нервозность, отсутствие взаимосвязей между выполняемыми действиями.
ЧЕРТЫ РЕБЁНКА С НЕ СФОРМИРОВАВШИМСЯ ЧУВСТВОМ: беспокойно-нервозный.
ДУШЕВНАЯ ТРАВМА: ощущение собственной нежеланности.
ОСОБЕННОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВОСПИТАНИЯ: терпение, уверенность, тепло.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ: своевременное ритмичное кормление, сытость, хороший уход, тепло.
АРТ-МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: музыка, вода, ритм, истории с продолжением.
ЧУВСТВО ДВИЖЕНИЯ
СУЩНОСТЬ ЧУВСТВА: общение со своим телом, познание заложенных в нём возможностей и движения. Покорение пространства даёт радость и ощущение свободы. Улыбка – его яркое проявление.
СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ: сострадания, умения радоваться жизни, чувства слова и речи.
ВРЕДОНОСНЫЕ ВЛИЯНИЯ: ходить за детьми по пятам и на каждом шагу им что-нибудь запрещать, недостаток побуждения к деятельности из-за пассивности и отсутствия примера, полная неподвижность перед экраном, автоматические игрушки, превращающие ребёнка в пассивного зрителя.
ЧЕРТЫ РЕБЁНКА С НЕ СФОРМИРОВАВШИМСЯ ЧУВСТВОМ: печально-неуверенный, медленно соображающий.
ДУШЕВНАЯ ТРАВМА: страх непонимания.
ОСОБЕННОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВОСПИТАНИЯ: понимание и привлечение к участию в играх.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ: регулярно совершать совместные прогулки, наблюдать, фантазировать, исследовать.
АРТ-МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: сюжетно-ролевые игры, требующие включения фантазии, внимания.
ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ
СУЩНОСТЬ ЧУВСТВА: объективное восприятие себя и окружающих, уверенность в своих силах, спокойствие, доверие к самому себе, осознание аксиомы «Я есть!».
СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ: внутреннего покоя, уравновешенности, надёжности, внутреннего равновесия, чувства слуха, внимательности, готовности к риску. Ребёнок учится в любой ситуации удерживать себя.
ВРЕДОНОСНЫЕ ВЛИЯНИЯ: недостаток движения, внутреннее беспокойство, депрессия, пессимизм, скука, внутренние противоречия.
ЧЕРТЫ РЕБЁНКА С НЕ СФОРМИРОВАВШИМСЯ ЧУВСТВОМ: нелюдимый, склонный к меланхолии и мечтам.
ДУШЕВНАЯ ТРАВМА: ощущение исключительности.
ОСОБЕННОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВОСПИТАНИЯ: понимание и привлечение к участию в играх.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ: регулярно совершать совместные прогулки, наблюдать, фантазировать, исследовать.
АРТ-МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: сюжетно-ролевые игры, требующие включения фантазии, внимания.
По книгам:
Н. Костинская “Заткните уши, или Как относиться к здравому смыслу ребёнка. О чувствах ребёнка”
М. Глеклер “Ребёнок”
Комментарии отключены.