Волевые чувства: чувство жизни

Что такое чувство жизни? В традиционных науках о нем не говорится. Живём себе и живём. Согласно вальдорфской педагогике, правильное развитие этого одного из базовых чувств определяет такие качества человека, как мужество и умение сострадать.

Чувство жизни – это…

Чувство жизни – это система предупреждений, понимание которой необходимо ребёнку для осознания своих жизненных процессов, в том числе внутренних процессов.

Чувство жизни человек не испытывает, пока у него всё в порядке. Но стоит нам проголодаться, как мы ощущаем, что жизнь нуждается в подпитке.

Благодаря чувству жизни формируется индивидуальная конституция человека.

Боль, следующая за падением, учит держаться подальше от опасностей и лучше ориентироваться в жизни. Боль – это крайнее проявление чувства жизни. Познав её, мы приобретаем способность к состраданию, учимся преодолевать страх, приобретаем мужество.

В последнее время родители всеми силами стараются оградить детей от битых коленок и физической усталости. Тепличные условия тормозят развитие чувства жизни. Дети через трудности острее чувствуют жизнь.

Одно из проявлений чувства жизни – это ощущение усталости после бега, подвижной игры и т.д. Отдых и усталость – вот противоположные состояния этого чувства.

Информационная нагрузка не является отдыхом. Сегодня для всех нас больше характерна усталость от впечатлений: гаджетов, компьютерных игр, телевизора. Ребёнок должен уставать от движений, а не от информации.

Любая наука требует усилий и напряжений. Чтобы обрести иммунитет к болезни, надо ею переболеть.
Мы хотим приобрести опыт без ошибок, крепкое здоровье – без простуд, быть стройными и активными – без труда и усталости.

В суматохе однообразных дел люди теряют чувство жизни. Это порождает пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Ребёнок должен быть сыт, чист и спокоен. Но он может и должен иногда покричать. Он должен учиться ждать. Чувство жизни учит ребёнка сдерживаться, терпеть, переносить боль.

Чувство жизни приходит из СКАЗОК. Ребёнок часто замирает от страха, когда, например, волку разрезают живот, или кто-нибудь попадает к бабе-яге. В конце сказки ребёнок может облегчённо вздохнуть – всё закончилось хорошо.

Сказки способствуют формированию жизненной силы и конституции ребёнка. Конституция – это его психические, физические и духовные особенности.

Важно рассказывать сказку всегда одними и теми же словами. Сказка, рассказанная без вариаций, даёт ребёнку надёжность, уверенность, устраняет напряжение и детские страхи.

Сказки, особенно народные, обладают очень глубоким смыслом. Сказки показывают опасность пути, трудности, которые надо выдержать. Сказки – это выражение в образах пути развития человека. Душа отражается в женских образах в сказке, дух – в мужских образах. Тело, как защищающая оболочка, проявляется в виде дома, башни, хижины.

Каждая сказка – это драма, разыгрывающаяся во внутреннем мире человека.

Ребёнок в своём развитии повторяет развитие человечества. Ранние времена, мифическая эпоха, отображаются в ребёнке от 4 до 8 лет.

ИГРА ребёнка показывает, что он создаёт образы на душевном, а не на сознательном уровне. Не стоит спешить отбирать у детей игрушки, когда они пошли в школу. Не стоит читать умные книжки в этот период, поскольку до ребёнка доходят только образы. И как он воспринимает эти книги, сказать трудно. Ребёнок в сказках знакомится с понятием добра и зла, где добро побеждает. Так он учится чувству жизни.

ОПЫТ ВОСПРИЯТИЯ ЧУВСТВА ЖИЗНИ: голод, жажда, утомление, усталость и их противоположности, границы допустимой нагрузки, границы возможностей.

ЧЕМУ УЧИТСЯ РЕБЁНОК: здоровое отношение к собственному телу, знание и соблюдение меры, уверенность в себе, самоуважение.

Практика пробуждения чувства жизни

РИТМ ДНЯ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чувству жизни дошкольника требуется соблюдение регулярных привычек и переживания хорошего самочувствия. Этого можно достичь, устраивая приём пищи примерно в одно и тоже время, за красиво накрытым столом, который совместно начат и завершён и во время которого не происходит ничего постороннего. Если в ходе дня напряжение и отдых ритмично сменяют друг друга, тогда чувство жизни может развить чувствительность в отношении различных видов деятельности

ПРОГУЛКИ И ПОХОДЫ
Для развития чувства жизни детям нужны регулярные маленькие походы, в которых они переживают, что значит одолеть отрезок пути. И если выбрана стоящая цель, после приложенных усилий можно почувствовать удовлетворение и даже счастье.

ЛЕСНОЙ ДЕНЬ
Лесной день должен проводиться в один и тот же день недели и при любой погоде. Чтобы дети стали выносливыми, им необходимо пережить, что выходить в лес можно даже в непогоду, при соответствующей одежде и снаряжении. Каждый ребёнок имеет с собой маленький рюкзак, в котором лежит плащ, подстилка, водичка, съестное. В лесу можно построить маленькие хижины из веток с подстилкой из листвы. Когда дети возвращаются из леса в обед домой, они полны впечатлений и горды собой.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА
Для развития чувства жизни детям надо позволять делать самостоятельно всё то, что они могут. Это означает, что мы разрешим им повсюду помогать нам: во время уборки, при накрывании на стол и после еды, когда мы убираем посуду. Они могут участвовать в огородных работах. Хорошо, если будет возможность нести, толкать или тащить что-нибудь тяжёлое, в одиночку или вдвоём, например, ящик с игрушками или тележку.

ИГРЫ, ГДЕ МОЖНО ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОИ СИЛЫ
В лошадку и наездника, в перетягивание каната.

А также чувство жизни развивают СКАЗКИ. И главное – любовь и ласковое обращение обеспечат правильное развитие этого чувства.

Чувство жизни – это движение вперёд, уверенность в себе, самодостаточность, это здоровье физическое и психологическое. Это умение сострадать и любить.

По книгам В. Ауэр “Практика пробуждения чувств”, Н. Костинской “Заткните уши, или Как относиться к здравому смыслу ребёнка. О чувствах ребёнка”.

 

Комментарии отключены.