Волшебная сила подражания: зеркальные нейроны

Когда 10 лет назад я узнала о вальдорфской педагогике, первое, что сразу бросалось в глаза, – это большая роль подражания в дошкольный период.

Рудольф Штайнер: “В присутствии ребёнка мы должны действовать так, чтобы вплоть до содержания мыслей и чувств ребёнок мог подражать только доброму, истинному, прекрасному и мудрому”.

Лилия Дыкман: “Если подражание не становится принципом воспитания до 7 лет и не создаётся окружение, способствующее развитию всего доброго, значит детям не предоставляется возможность учиться всему самим и раскрывать свои способности в согласии с природой. Если ребёнок в первые семь лет прожил в душевной гармонии с окружающим миром, имея достойные примеры для подражания, то он вырастает жизнерадостным, открытым, широко развитым, достойным человеком”.

Лев Толстой также писал, что воспитание – есть самовоспитание и нужно быть примером.

Альберт Швейцер о том, как воспитывать детей: “Есть три принципа воспитания детей: во-первых, подавайте пример, во-вторых, подавайте пример, в-третьих, подавайте пример”.

Многие великие умы утверждали, что воспитывать мы должны своим примером. Штайнер видел глубже и говорил, что даже наши мысли влияют на ребенка, вплоть до формирования его тела.

Я очень люблю собирать научные доказательства того, на что Рудольф Штайнер указал еще более 100 лет назад! И вот в последних книгах, которые я читала о работе мозга, мне стала попадаться информация о зеркальных нейронах.

Что же такое зеркальные нейроны?
То, что мы видим в других, отражают в нашем мозге зеркальные нейроны и создают новые нейронные связи. Мозг настраивается, чтобы копировать действия других. Зеркальные нейроны есть у всех млекопитающих и даже у птиц.

Теперь становится понятным, как работает механизм подражания у детей. У дошкольников нейронные связи только выстраиваются, и все, что они видят в нас, они копируют.

Зеркальные нейроны ребенка испытывают страх, когда его мать боится; превосходство – тогда, когда мать доминирует над другими; доверие – когда его мать испытывает доверие к другим. Это создает нейронные пути, которые ведут ребенка в его стремлении получать позитивные эмоции и избегать негативных ощущений.

Как мы, взрослые, можем использовать силу зеркальных нейронов?

Совет профессора Лоретты Бройнинг:
“Зеркально отражайте поведение людей, уже располагающими привычками и умениями, которые вы хотите приобрести. Найдите таких людей и наблюдайте за ними. При этом у вас заработают зеркальные нейроны, которые станут формировать новые цепочки. Это отличный способ преодолеть инертность пока еще не задействованных нейронов.
Подражать другим может быть не очень приятно, но в мире есть много людей с поведением и привычками, которые вы хотите усвоить. Но помните, отражение – хирургический инструмент. Его нужно применять в небольших аспектах, которые вам необходимы. Нужно использовать чужие привычки в качестве образцов, которые вам необходимо скопировать по важным для вас причинам”.

Понимая, как работает наш мозг, процесс воспитания становится более ответственным делом. Ведь дети отражают все: наши устремления, желания, сомнения, страхи, переживания, убеждения. С одной стороны, немного страшно от этих мыслей, с другой – это очень вдохновляет на собственное саморазвитие.

Елена Гринталь

 

Комментарии отключены.