ЭПОХИ, или другими словами тематические циклы – это небольшие периоды в году (примерно от 2 до 4 недель), которые отражают природные процессы и отмечают главные христианские праздники. Ритмичность года выражена в живом следовании друг за другом повторяющихся из года в год Эпох.
Каждая эпоха венчается праздником, который не только дает возможность детям пережить чудесное, не только приобщает их к культурному наследию народа, но и является средством морального воспитания, передачи ценностей. Подготовка и проведение праздников дает пищу для души.
Каждый праздник связан с той или иной добродетелью. Мужество, благодарность, любовь, сочувствие, верность выступают в образной форме сказки, истории, сюжета кукольного представления или игрового действия и противопоставляются дурным качествам, также выступающим в виде сказочных персонажей. При этом основным девизом всего периода дошкольного детства является идея Добра.
Годичный кругооборот находит отражение в «столике времен года» – особом месте, на котором можно встретить типичные для этого времени года материалы и фигуры. На годичный круг ориентированы различные игры и хороводы, а также поделки с детьми.
Христианские праздники создают ГАРМОНИЮ, не повторяя движения природы. Сами смотрите, когда в природе всё умирает, и день становится самым коротким и холодным, мы ждём Рождество, кругом огоньки, всеобщая радость, ликование.
А когда природа оживает, мартовские коты орут и кровь в жилах начинает «закипать», мы постимся, смиряемся, думаем о жизни и смерти. Христианские праздники уравновешивают природу человека и мир вокруг.
«В такие минуты праздники становятся не просто данью старинным традициям, но дверью в бескрайние просторы всего сущего. С их помощью мы понимаем, что годовые праздники ведут нас по тропе осознания и создают вечно стремящуюся к совершенству модель внутреннего роста. Это больше чем ежегодное повторение закостенелых форм, их циклическое повторение рассказывает нам свою историю – и это есть Притча о Жизни» (из книги «Круглый год. Книга праздников года»).
Очень интересно, как видят ВДОХ и ВЫДОХ вальдорфцы. Лето – это большой выдох, а Зима – большой вдох. Что же тогда происходит весной и осенью? А это переходные периоды или другими словами кризисные, поэтому они такие сложные, и мы часто болеем весной и осенью. Весной мы переходим к Выдоху. А осенью переходим к Вдоху. Поэтому начинать учиться осенью – очень логично. Наши силы мышления начинают концентрироваться.
Эпохи отражают не только христианские праздники, но и природные процессы. И когда наша жизнь в семье из года в год идёт согласно эпохам – мы приходим к гармонии. Кроме того, детям важно цикличное повторение и узнавание. Особенно до семи лет.
Эпоха “Летняя”- июнь, июль, август
Нравственный смысл Эпохи: пополнение ребенком копилки знаний и впечатлений. Каждый летний день должен принести что -то новое, чтобы интересные эпизоды и удивительные открытия надолго запечатлелись в памяти.
Творчество и занятия с детьми: садоводство, изготовление цветов, жуков, стрекоз, пчел и прочих из разных природных материалов, покраска ткани цветами и травами, изготовление цветочных фей, плетение венков и создание цветочных фей, летние витражи из кальки, игры с водой, создание воздушного змея, строительство летнего домика или вигвама, изготовление корабликов, облаков и радуги, изготовление лягушек, рыб, осьминогов, гербарий, сбор и сушка лекарственных трав.
Эпоха “Урожайная” – сентябрь
Кульминация эпохи – Праздник Урожая.
Нравственный смысл Эпохи: переживания детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством урожая и реальным трудом земледельцев.
Творчество и занятия с детьми: бусы из рябины, гирлянды из осенних листьев, шитье подушечек набитых травами; сбор лекарственных трав, сбор урожая, семян, шишек, листьев, мха, желудей, веточек и палочек для поделок.
Эпоха “Фонарики и гномики” – ноябрь
Кульминация эпохи – Праздник Фонариков.
Нравственный смысл Эпохи: развития в детях чувства сострадания, заботливости, сопереживания. Переживания радости от умения поделится душевным теплом и светом с другими людьми.
Творчество и занятия с детьми: строительство домиков для гномиков и норок для мышек, ежей и других. Создание гномиков (валяние, лепка, вязание). Изготовление фонариков и подсвечников, изготовление свечей, изготовление витражей
Эпоха “Рождественская” – декабрь
Кульминация эпохи – Праздник Рождества.
Нравственный смысл Эпохи: обретение внутреннего покоя и развитие внимания к окружающему миру. Переживание красоты собственной души через добрые дела.
Творчество и занятия с детьми: изготовление рождественского веночка, Рождественский календарь, изготовление витражей и звезд из цветной кальки, лепка свечей и игрушек из воска, изготовление елочных игрушек, изготовление открыток и подарков своими руками, выпечка рождественского имбирного печенья, помандеры из апельсинов.
Эпоха “Зимняя” – январь, февраль
Нравственный смысл Эпохи: время, способствующее формированию внутренней сосредоточенности и самостоятельности. Это время мышления, а также усвоения способа действия во время занятий рукоделием.
Творчество и занятия с детьми: лепка синичек, шитье куклы Дремы и куклы для кукольного домика, ткачество на детском ткацком станочке, плетение простых шнуров, валяние бусин.
Эпоха “Масленичная” – февраль, март
Масленица – это не просто праздник: это завершение важного этапа в жизни человека и природы, подведение зимних итогов, начало новой весны. Расписание дней Масленичной недели – это своеобразное исторически сложившееся расписание семейных праздников.
Нравственный смысл Эпохи: знакомство с традициями при подготовке к Масленице, стремление к цельности, единству, гармонии. Неделя пронизанная ощущениям радости и веселья.
Творчество и занятия с детьми: изготовление куклы Масленички; создание солнышек из бумаги, фетра, ткани.
Эпоха “Встреча весны и птиц” – март
Праздники: Женский день – 8 марта; Жаворонки – 22 марта.
Нравственный смысл Эпохи: помочь детям заметить пробуждение природы,тепло солнечных лучей, прилет птиц, увеличение продолжительности светового дня. Вызвать желание дарить радость своим близким людям.
Настроение эпохи: Эпоха пронизана ощущением ожидания тепла и весеннего обновления-не только в природе, но и в душе. Каждое действие Эпохи одухотворенно желанием поделится светом и теплом с родными и близкими -именно для этого посылали им испокон веков печеных жаворонков .
Творчество и занятия с детьми: изготовление птичек из бумаги, ткани, воска. Печем жаворонков и плетем тетерки из теста. Делаем ручеек из шерсти. Шьем обрядовых кукол ко дню весеннего равноденствия, кукол “Веснянок”
Эпоха “Пасхальная” – март, апрель
Нравственный смысл Эпохи: помочь детям почувствовать весеннее возрождение и обновление природы, щедрость солнца. Переживание тайны появления новой жизни.
Творчество и занятия с детьми: Подготовка земли для посевов и посев семян в горшки. Посадка семян в яичные скорлупки. Изготовление пасхальных гнездышек из веток и пасхального веночка. Изготовление мобиля с петухами из бумаги. Валяние зайчика из шерсти или вязание зайчика. Валяние яиц из шерсти. Шитье яичек из фетра и украшение их лентами и бусинами. Пасхальная вышивка. Роспись и украшение яиц. Украшение пасхального дерева. Шитье курочек и цыплят. Пасхальные витражи. Пасхальные открытки. Лепка гнездышек и яичек из воска и ржаного теста. Лепка зайчиков из воска.
По книге Елены Гринталь “СЧАСТЛИВАЯ МАМА. Пятилетний опыт домашнего воспитания моих детей”
Комментарии отключены.