Детские темпераменты

Про четыре темперамента все мы, конечно же, знаем. Из курса психологии в вузе (во многих был общеобразовательный), из многочисленных тестов, которые “помогают нам лучше узнать себя”, из тренингов по саморазвитию… Да, сейчас источников масса. Но насколько мы объективно воспринимаем эту информацию? Например, после курса различных “психологий” в пединституте я очень хорошо усвоила, что лучше всего быть сангвиником. Если ты не сангвиник, то все пропало, жизни не будет, ни тебе, ни с тобой…) Слава всем исследованиям, которые подтвердили, что я таки сангвиник! Можно жить дальше.

Но это юмор, конечно. А вот что я вынесла из лекций (в помощь себе для саморазвития и, конечно, для воспитания детей).

1. Четыре темперамента соответствуют четырем стихиям (первоэлементам), которые собственно и формируют тот или иной темперамент.

  • Сангвиник – ВОЗДУХ.

Он такой же легкий, прозрачный, заполняющий собой все пространство, нигде не задерживающийся, от того слегка поверхностный. Ему трудно сконцентрироваться на чем-то конкретном, он в курсе всего, но ни в чем не основателен. У него просто нет этой основы. В крайней степени своей воздушности может скатиться в иллюзии, экзальтацию, потерять связь с реальностью.
В воспитании сангвиника важно немного его заземлять.

  • Меланхолик – ЗЕМЛЯ.

Антипод сангвиника. В них очень мало света. Они тяжелы на подьем и крайне пессимистичны. Очень основательные и глубокие. В отличии от сангвиника эти дети хотят дойти до самой сути всего. Им очень рано присущи поиски смысла жизни и смерти. Чтобы они не скатывались в крайнюю степень своего меланхолизма (депрессию) необходимо постоянно возвышать их, светить душевным светом, дарить надежду и уверенность в их силах, делать их легче. При этом не нарушая их глубинности и основательности.

  • Холерик – ОГОНЬ.

По сути своей разрушители. Буйная энергия постоянно ищет выход в действие. Если не находит, превращается в гнев, аффект. Взрыв этой накопившейся энергии влечет за собой последствия, о которых маленький холерик потом обязательно будет сожалеть. Лучшей поддержкой холерику будет создание ему максимума препятствий. В преодолении их они тратят свою неуемную огненную энергию.

  • Флегматик – ВОДА.

Инертны. Как вода, не имеют собственной формы, принимают “форму того сосуда, в который налиты”. Их жизнь текуча. Зачем спешить, проявлять инициативу, они и так знают, что их вода все равно дотечет куда надо.
Вода в их существе преобладает во всех процессах. И главный процесс для флегматиков- это пищеварительный:) Без еды никакие другие процессы флегматик не запустит))
Знания их глубокие, основательные. Но их они переваривают так же долго и основательно, как пищу. Поэтому выглядят иногда туповатыми, но это не так. Просто им нужно время на усвоение.
Главная помощь и поддержка флегматику- не давать им засыпать. Им нужен постоянный импульс к пробуждению. Ну и помнить о том, что вода не всегда бывает спокойной. Если ее долго сдерживать и не давать ей двигаться куда она стремится, флегматик может рвануть штормом, не хуже холерика.

2. Темпераменты нельзя подавлять и переделывать. Темперамент дается от рождения каждому человеку вместе с его судьбой. Это его ИНСТРУМЕНТ, с которым он пойдет по этой жизни, выполнит все уроки и получит весь необходимый опыт. Другой вопрос, что есть у каждого темперамента как сильные стороны, так и слабые. И вот слабые могут утащить своего обладателя в крайность, в которой сильные стороны будут просто подавлены. И человек так же потеряет свой жизненный инструмент. Учитель/родитель должен понимать темперамент своего воспитанника и помогать ему учиться пользоваться своим инструментом.
Согласитесь, задача не из простых… Со своими бы инструментами разобраться…

3. В чистом виде не бывает одного темперамента. Как правило один ведущий и один дополняющий. Это необходимо как раз для гармонизации личности, чтобы не скатываться в крайности.

4. До семи лет, все дети “сангвинистичны”, т.к. темперамент начинает раскрываться только во втором семилетии. А в первом они все как мотыльки, нет еще крепкой связи с землей и со своим телом.

5. Каждому темпераменту подходит какой-то музыкальный инструмент. Важно обратить на это внимание, когда будет принято решение о поступлении в музыкальную школу. 🙂
В вальдорфской школе музыкальное образование присутствует с 1 по 11 (12) класс. Это, как теперь становится понятно, введено не только для “общего развития” и для “творчества”. Это помогает ребенку лучше понять и прочувствовать свой темперамент и научиться с ним жить. Особенно это проявляется, когда дети начинают играть в оркестре (жить в обществе) со своим индивидуальным инструментом (темпераментом).

Сангвиникам из-за их воздушности подходят духовые инструменты

Меланхоликам, – струнные, особенно скрипка. Ее струны, как их нервная система, тонко настроенная и чувствительная.

Холерикам – конечно, барабаны).

А флегматикам с их склонностью все раскладывать по полочкам, делить на черное и белое, подвергать анализу и систематизированию, подойдет фортепиано, как уже более поздний (исторически) инструмент, более интеллектуальный, “сконструированный”.

6. Питание ребенка (да и взрослого) тоже выстраивается из потребностей темперамента.

Холерикам надо грызть (преодолевать препятствия, не нужен им суп-пюре), а также они любят горячую, острую пищу.

Меланхоликам нужно сладенькое (но полезное- фрукты, мед), чтобы скрасить всю “горечь жизни”, которую они склонны переживать с ранних лет. У них не очень хороший аппетит, они за столом мечтают. Им больше нужно “душевной пищи”- сказок, историй, поэм. Они погружаются в этот мир и перестают скатываться в собственный эгоцентризм. Не переносят мясо, когда вдруг понимают, что оно не так давно бегало по лугу. Меланхолика нужно обязательно согреть едой.

Флегматику нужны основательные порции, красиво сервированные, и МНОГО времени на трапезу. Он тяготеет к тяжелой пище, мучной, мясной, сытной, но лучше этого не поощрять, так как она еще более утяжеляет его, усыпляет. Ему нужно много зелени, листьев и фруктов.

А сангвинику кушать часто и понемногу, легкую пищу, с ярко выраженным понятным вкусом.

7. У каждого темперамента свой цвет.

Сангвиник – желтый, меланхолик- синий, холерик- красный, флегматик- зеленый. Дети, активно “залипая” на своем цвете, на самом деле интуитивно гармонизируют себя. Тут работает принцип дополнительности, характерный только человеку. Его открыл и изучал Гёте. Меланхолик, все время выбирая синий, на самом деле рождает в себе желтый. Холерик, выбирая красный, рождает в себе зеленый. Отбирая у ребенка “его” цвет и подсовывая ему противоположный, в “терапевтических целях”, мы на самом деле еще больше нагнетаем им их “крайность”, синь – меланхолику, огонь – холерику…

Выводы:

  • ТЕМПЕРАМЕНТ – это инструмент человека для более успешного прохождения его жизненного пути. Его не нужно ломать. Но БАЛАНСИРОВАТЬ обязательно.
  • Темперамент это не НАСТРОЕНИЕ! Даже сангвиникам присущи моменты грусти. А меланхолики способны посмеяться хорошей шутке и даже порадоваться погоде, если, например, учитель похвалил или получился хороший результат в завершенном деле.
  • Темперамент – это не ХАРАКТЕР. Темпераменты, как правило, похожи в рамках своего элемента, а характер – всегда индивидуален.

По лекцям В.А. Пегова (основатель смоленской вальдорфской школы “Созвучие”) и Колина Янга (ведущий преподаватель вальдорфского семинара для учителей и куратор школ)

 

Комментарии отключены.