Домашнее садоводство

В вальдорфской педагогике достаточное время и место уделяется ручному совместному, ритмичному, регулярному, обусловленному временем года, труду с детьми, что благотворно влияет на формирование причинно-следственных связей, но не в абстрактной форме, как это привычно для традиционной педагогики, а в наглядной. Из того, что рекомендуется вальдорфской педагогикой в качестве вариантов для творчества, в нашем ритме недели в четверг прижилось домашнее садоводство.

Мы не рассчитываем на успешный итог мероприятия :), не знаем точно, доживут ли наши питомцы до высадки в грунт, или мы осознаем, что не сможем ухаживать в огороде, тогда мы подарим рассаду (кстати, это вариант и для тех, у кого нет своей земли, можно подарить рассаду цветов или овощных культур родным или близким друзьям), – мы просто наслаждаемся процессом и узнаем много нового.

К занятию садоводством детей можно вовлекать по нескольким причинам:

Наука.

Когда ребенок имеет возможность сам наблюдать и следить за ростом семечка, он наглядно изучает, каким образом “работает” природа, получает знания о цикле жизни растения и о том, как на нем может отразиться халатное отношение людей.

Жизнь.

К жизни необходимо относится с заботой. Детей этому поможет научить, например, наблюдение за тем, как семечко постепенно вырастает в полноценное дерево. Пользуясь этим, можно объяснить ребенку аналогию между ростом деревьев и их собственным ростом. Кроме того, дети поймут, что для жизни растениям необходима вода, солнечный свет, воздух и почва. Посредством этих знаний дети получат осознание необходимости для жизни человека пищи, воды, укрытия и воздуха. Удаление сорняка научит ребенка тому, как держаться в стороне от плохого влияния, которое способно погубить их жизнь.

Расслабление.

Независимо от возраста человека, садоводство, благодаря собственному успокоительному эффекту, может смягчить испытываемый человеком стресс. Оно поможет использоваться как мягкое терапевтическое средство. Глядя на свои усилия, ребенок может повысить чувство самооценки.

Свободное время, посвященное общению с семьей.

За работой вы имеете возможность пообщаться друг с другом о том, что делаете, и о жизни в целом. Очень приятно даже просто спокойно поработать рядом друг с другом молча. Такие ситуации дают вам возможность многое узнать друг о друге.

На фотографиях я сфотографировала нашу рассаду, различающуюся по росту даже в зависимости от стороны света. Семечки мы сажали в одно время, но одни жили на северном окне, а другие – на южном. Листочки поворачиваются вслед за солнышком. Это важные уроки жизни, и они прочно оседают в памяти. Мы рассматриваем разные листики, посадив разные виды рядышком (помидорчики и огурчики). С помощью занятий садоводством детки развивают глубокое уважение к окружающей среде.

Садоводство требует терпения и настойчивости. Занятия садоводством с детьми не только помогают передать им свои знания о природе. Высадка растений и уход за рассадой требуют от детей терпения. Кроме того, необходима дисциплина, потому что существуют и нелюбимые занятия, такие как прополка или уборка и чистка садового инвентаря. Еще один хороший и недорогой, наглядный наш питомец, – это семечко подсолнуха. Как ни странно, мы вообще семечками птиц кормили, а дочка потихоньку подкинула семечко в горшок с моей орхидеей, и что удивительно, оно очень быстро выросло и довольно неприхотливое растет себе пока). Он, конечно, не скоро зацветет, но все же любопытно.. К счастью, настойчивость детей вознаграждается яркими впечатлениями, когда быстро распускаются цветы, и дети могут пожинать плоды своего труда. В нашем случае мы ухаживали за луковичкой гиацинта, и он сегодня утром расцвел!!

 

Оставить комментарий