Дошкольный возраст. Здоровье через воспитание

Дети ожидают, что мы будем их воспитывать. Они подражают нам, много спрашивают и охотно помогают, когда мы чем-то занимаемся. Они благодарны нам за то, что мы их защищаем, радуемся им, и за то, что мы чётко определяем, как должен проходить день.

Какую же поддержку следует оказывать детям в тот период до совершеннолетия, когда происходит рост тела, а также душевное и духовное развитие, для того чтобы результатом явилось стабильное здоровье?

Какими идеями необходимо руководствоваться и что необходимо для этого делать?
Можно ли реализовать человеческие идеалы: правдивость в познании, любовь в межличностных отношениях, свободу действий,- в области воспитания и заботы о здоровье?

Или же войны нашего времени, разочарования обыденной жизни и пессимизм существующей культуры, обусловленный продолжающимся разрушением окружающего мира, давно уже выросли из этих идеальных представлений, отодвинули их на задний план и поставили их под сомнения?

Ответ дают сами дети. Они всем своим поведением показывают, в какой высокой степени в них заложены эти идеалы. Именно они в первый год жизни, ещё совсем маленькие, смотрят на нас, лучась и с полным доверием. Именно они прощают нам все наши неудачи и ошибки воспитания, и вновь и вновь, особенно в раннем детстве, приходят к нам, полные ожиданий. И разве не они всегда ведут себя с нами честно и открыто, исполненные любви и надежды?

Всякое воспитание имеет целью ввести ребёнка в окружающий его мир. Мы хотим помочь ребёнку уверенно войти в жизнь, в общество и в наше время здоровым и гармоничным образом. Ребёнок не является «чистым листом», на котором можно написать что вздумается. Ребёнок – индивидуальность. Он уже приносит с собой определённые свойства, склонности и предрасположенности. Мы, как родители, должны помочь этой индивидуальности раскрыть свои способности и переработать свои слабости и проблемы. Каждый ребёнок – единственный! Когда ребёнок приходит в мир, он полностью зависит от взрослых; или можно сказать: он приходит с доверием, надеясь встретить помощь, любовь и заботу. И мы видим, как это необходимо для его здорового развития!

Всякое развитие требует времени, созревание требует времени. Вначале ребёнок учится важнейшим, фундаментальным человеческим свойствам: прямостоянию и ходьбе, речи и мышлению.

И нет у ребёнка в его первые годы задачи большей, чем расти здоровым! В этом возрасте растёт не только тело, но особенно интенсивно формируются и настраиваются отдельные его органы. Первостепенным является:

– формирование органов чувств, мозга и нервной системы;

– выстраивание правильного ритма сердца и дыхания;

– организация взаимодействия внутренних органов;

При рождении эти области находятся как бы в зачаточном состоянии и нуждаются в дальнейшем развитии. Во все моменты жизни ребёнка до семи лет здоровое формирование тела стоит на первом месте, и завершается этот период сменой зубов.

В этом возрасте закладывается основа здоровья на всю жизнь!

И самым существенным, определяющим оказываются те впечатления, которые, окружают ребёнка, и те возможности для его собственной деятельности, которые мы ему представляем.

Хотя ребёнок после рождения беспомощен и нуждается в нашей заботе, он приносит с собой в мир при рождении две способности, благодаря которым он осваивает мир: способность к подражанию и огромную силу воли. Ребёнок полностью предан впечатлениям окружающего мира. Все внешние воздействия: цвет, звук, тепло, запах – оказываются для него очень важным. Взрослый точно воспроизводит на сетчатке глаза образ внешнего мира. Ребёнок же не только зрением, но и всей своей телесностью принимает и воспроизводит в себе воздействие окружающего мира.

Всё происходящее в окружении ребёнка производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его повторить усвоенное, воспроизвести самостоятельно. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребёнок научается в первые три года благодаря подражанию. Люди ходят и стоят – ребёнок начинает ходить. Люди говорят друг с другом – и ребёнок учится речи. Люди живут осмысленно – и ребёнок начинает думать. Подражание живёт в нём как внутренний импульс. В первые семь лет он по-настоящему учится только через подражание. Но в условиях правильного ученья всегда будет то, чему ребёнок может подражать. Это значит, что люди, окружающие, ребёнка, всё время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии. И если люди хотят добра ребёнку, все их действия должны быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающими повторения.

Мы видим маленького ребёнка как волевое существо. Воля – это не желания и не хотения, но глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания в поступки. «Я» ребёнка, его индивидуальность действует в его воле. Поэтому ребёнок гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. Всё, что он видит, он хочет повторить, а если не удаётся, он готов попробовать ещё и ещё. Он расположен действовать и, действуя, узнавать. Ему хочется всё потрогать, проверить, рассмотреть, испытать. И в нашей педагогической деятельности мы должны предоставить ребёнку широкие возможности для собственных опытов. И в то же время не лишать его нашей заботы. Нам надо благожелательно и разумно вести ребёнка, давая ему возможность через подражание и совместное действие правильно развиваться и осваивать мир.
Важнейший педагогический принцип примера и подражания получает своё развитие только благодаря ритму и повторению. Ритм и повторение должны быть практически реализованы.

Самое важное в дневном ритме ребёнка– свободная игра. То время, когда дети свободно играют и переносят в свою игру наблюдаемые ими элементы взрослой трудовой жизни. Черед действие, через собственный опыт дети, как уже упоминалось выше, прежде всего учатся.

 

Оставить комментарий