Ежегодные праздники: как ребёнок ощущает течение года?

Ребёнок переживает течение года детским наивным образом, он принимает в нём участие всем своим существом. Но из всего года выделяются ежегодные празднования, которые могут быть охвачены сознанием ребёнка совершенно различными способами, в соответствии с его натурой. 

К празднику Рождества ребёнок имеет непосредственный доступ. Символика этого праздника понятна ребёнку. Уже в предрождественское время (за четыре воскресенья до Рождества) он сильно переживает, волнуется. После тёмных, туманных ноябрьских дней в первые предрождественские дни появляется солнце. Каждый день приносит новый свет, который усиливают свечи на рождественской ёлке. Ребёнок может сам принимать участие в подготовке к празднику: мастерить маленькие подарки, рисовать, клеить, вязать красить и т.п.

Традиции и твёрдо установленные обычаи не обязательно должны играть в жизни взрослых людей ведущую роль. Для детской жизни, напротив, традиции могут быть целительны. Очень хорошо для души ребёнка, когда Рождество каждый год празднуется с теми же символами, ёлка украшается так же, поются те же песни и т.д. Самым радостным для детей в рождественские праздники являются старые (прошлогодние) игры, в которых они сами принимают участие.

Другие христианские праздники дети воспринимают по-другому. Пасха и Троица для ребёнка – праздники расцветающей, распускающейся природы. Катание яиц в Пасху, украшение дома ветками берёз и цветами в Троицу дают ребёнку такие яркие переживания, которые он редко испытывает.

К задачам религиозного воспитания относится и такая: как дать ребёнку, наряду с восходом и закатом солнца, почувствовать ночь. При этом очень важна деликатность взрослого. Готовят ли ребёнка, возможно, в первый раз, к восприятию звёздного неба в зимний вечер, когда Орион победно сияет на юго-востоке, а под ним -Сириус, или разрешают ему в летнюю ночь остаться на улице, посмотреть на Большую Медведицу и другие созвездия, прежде всего воспитатель должен ощущать в себе самом благоговейное почтение к этим космическим явлениям. Можно обойтись без слов. Уже то, как воспитатель долго молчит, глядя на звёздное небо, оказывает на ребёнка большое влияние.

В воспитании бесконечно многое основано на том, что глубочайшие воспитательные воздействия исходят не из слов, поучений и увещеваний, а из впечатлений, к которым мы подводим ребёнка.

xiR9Ux0c4II-380

Вернёмся опять к рождению Христа. Что здесь представлено? В чистом, святом сиянии – зачатие и рождение. Это те жизненные процессы, представление о которых подрастающий человек зачастую получает в циничной, отталкивающей форме от товарищей, на улице или когда взрослые объясняют тайну абстрактно-естествоведчески. Оба пути одинаково вредны и неверны. Ведь когда ребёнок спрашивает о своём происхождении, он спрашивает в первую очередь о происхождении своей души, себя самого, а уж потом о происхождении телесного бытия.

В истории рождения в Евангелии удивительно переплетаются небесное и телесное происхождение ребёнка Иисуса.
Если подрастающий человек имеет счастье из года в год наблюдать это представление, то тихая сила останется в его душе на всю жизнь и будет противостоять всему грязному и циничному. Это относится также к изображению архангела Михаила, который победил дракона, а также к другим картинам из природы, истории искусства, которые представляются учителями и воспитателями, но не интерпретируются абстрактно.

Религиозное воспитание может брать свои просветительские силы не только из Библии, оно может питаться каждым явлением мира. Нет ни одного мифа, легенды, сказания, ни одного истинного произведения искусства, которые не несут в себе религиозных сил, так как они возникают из связи с духовным миром, только принимают различные формы в зависимости от состояния сознания людей.

К. фон Гейдебранд. “О душевной сущности ребенка”

 

Комментарии отключены.