Игрушки, которые всегда… под рукой: 19 пальчиковых игр

В очереди к врачу или в кассу магазина, в самолёте или в автобусе бывает, что игрушки доставать неудобно, а скрасить ребёнку ожидание необходимо. То есть поиграть с ним, да так, чтобы не очень обеспокоить окружающих. В такие моменты спасают пальчиковые игры, потому что для них не нужно ничего, кроме рук.

ЗАБАВЫ-ЩЕКОТАЛКИ

Шина – машина…

Взрослый произносит: «Шина – машина – шофёр – кабина – бииип!» или «Стенка – стенка – потолок – две ступеньки – дзынь! – звонок!» – и поочерёдно трогает ребенка за щёки, лоб, подбородок (или губы), а в конце нажимает на нос.

Пробегала мышка в норку…

Взрослый “бежит” пальцами по руке, медленно приговаривая: «Пробегала мышка в норку, утащила сыра корку», – а потом внезапно щекочет ребёнка за ухом: «…За ушком съела!».

Коза рогатая…

«Бежит коза рогатая за малыми ребятами, кто кашу не ест, молока не пьёт – забодает, забодает!» – коза из двух пальцев щекочет животик.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

На двери висит замок…

Ребёнок складывает руки в «замок» и говорит текст, сопровождая его соответствующими движениями:
«На двери висит замок (руки в замке).
Кто его открыть бы мог? (тянем пальчики, не разжимая)
Потянули (тянем), покрутили (вращаем),
постучали (стучим основанием ладоней, не разжимая пальцев) и открыли!»

Мы капусту рубим-рубим…

«Мы капусту рубим-рубим (раскрытые ладони резко движутся вверх-вниз),
мы капусту режем-режем (вперёд-назад),
мы капусту солим-солим (пальцы щепоткой «сыпят соль»),
мы капусту жмём-жмём (сжимаем ладони)…
Ам! Как вкусно! (ребёнок кормит маму капусткой).

Прабабушкины Ладушки

«Ладушки», моя прабабушка напевала их так:

«Ладушки-ладушки,
где были? – У бабушки!
Что ели? – Кашку!
Что пили? – Бражку!
Ещё ели пирожки,
разбивали все горшки,
а бабушка догнала,
волосёнки надрала!».

Непедагогичный, но классический вариант все и так знают, а здесь ещё в конце взрослый щекочет ребёнка за ушками.

ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Рыбка, рыбка, окунёк…

Один игрок кладёт свою ладонь на раскрытую ладонь другого. Тот её гладит свободной рукой и приговаривает: «Рыыыбка, рыыыбка…». Затем он внезапно восклицает: «Окунёк!» и прихлопывает руку первого, чья задача отдернуть руку до удара.

Иногда сын просил «поиграть просто в рыбку, без окунька» – гладить ладошки очень приятно.

Ещё один вариант: «Киииска, киииска… Брысь под лавку!».

Летел лебедь по синему небу…

Игроки держат ладони перед собой так, что у каждого одна рука прикрывает тыльную сторону руки другого. Они по очереди прикасаются к ладоням друг друга со словами: «Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером…» Каждый раз называете другой номер. Какое число, столько же раз нужно потом коснуться друг друга ладонями и считать вслух. Тот, кто произносит последнее число, пытается резко прихлопнуть ладонь второго игрока.

Для детей постарше это отличное упражнение на счёт и анализ, а малыш просто с удовольствием похлопает ладошами вместе со взрослым. Если он ещё не умеет считать, можно ограничить номера газеты числами 1, 2, 3 и подсказывать в нужном месте.

Поймай палец…

Взрослый сжимает руку в кулак и выставляет то один, то другой палец, который должен поймать ребёнок.

В детстве я успела сыграть в неё примерно миллион раз – со своим папой, в автобусе по дороге в детский сад.

Птичка зёрнышко клюёт…

Один игрок выставляет раскрытую ладонь: «Птичка зёрнышко клюёт», – а другой постукивает по ней пальцем. Внезапно первый быстро произносит: «А назад не отдаёт!» – и сжимает ладонь, стараясь поймать пальчик.

И еще несколько ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Апельсин

Мы делили апельсин,
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один.
Эта долька – для ежа,
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Читательница ВКонтакте написала в комментариях: “В игре Апельсин есть продолжение про волка: Он сердит на нас, беда. Разбегайтесь кто куда! Ребёнок прячет руки за спину, а взрослый пытается их поймать”. Спасибо, Инна! Еще одно подтверждение тому, какое это “живое” занятие – пальчиковые игры.

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат –
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб – оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его – хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик
(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Моя семья
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Пчёлы

Вот улей, (показываем кулачок)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з…..” (щекочем ребенка)

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён (пошевелить пальчиками).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук – “мама утка” – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к “утке”.
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки – “мамой-уткой”).

И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

 

Комментарии отключены.