Как приучить сына к домашнему хозяйству за неделю. Эксперимент от мамы

Одна из главных и сложных частей родительства – это обучение детей всему, что им необходимо знать и уметь. Не переходить дорогу на красный свет, не заплывать за буйки, не стоять под стрелой. Уступать место старшим, не обижать маленьких, беречь природу.

А еще принимать участие в жизни своей семьи.

Жизнь семьи – это не только совместные походы, поездки, театры, разговоры обо всем. Это еще и нудная домашняя работа. Приготовить, убрать, положить вещи в стиральную машину, достать, развесить, снять, погладить, убрать. Всего две строчки на экране, но за этим стоит огромное количество часов, которые мы тратим, и сил, которые мы вкладываем. И это дело для всей семьи, не исключая детей.

Очень часто приходится слышать, что к домашней работе надо привлекать девочек, а мальчиков вроде как и ни к чему. Из-за чего впоследствии получаются мужчины, которые с легкостью перекладывают все обязанности по хозяйству на жен, а сами ложку за собой помыть не помогут. Это очень вредная и опасная практика.

Любой человек обязан уметь обеспечивать свой быт. И семья – это не перекладывание работы на одного, это совместный равный труд. Поэтому мальчиков необходимо учить и привлекать к работе по хозяйству наравне с девочками.

Мама мальчика-подростка (на днях ему исполняется 13) использовала летние каникулы для того, чтобы приучить сына к домашнему хозяйству. Для начала – убирать со стола и мыть посуду. Вообще-то мыть посуду мальчик умеет с малолетства (и в магазины ходит, и в комнате своей убирается, убрать за кошками и мусор вынести тоже может). Задача – сделать так, чтобы сын мыл посуду на регулярной основе и без напоминаний. Не “помогая маме”, а сам, в фоновом режиме, на автомате – просто потому, что он живет в этом доме.

О своем эксперименте мама мальчика Ольга Розенберг рассказывала в соцсетях. Оказался ли эксперимент удачным, а также весьма дельные советы мамам мальчиков, как (и зачем) приучать сыновей к домашнему хозяйству, читайте дальше.

Совет 1

Будьте готовой к тому, что даже самый разумный, организованный, адекватный, договороспособный ребенок начнет “тупить”: забывать, не замечать, удивляться, не слышать… Терпение и спокойная настойчивость вам в помощь. И системный подход.

Цель эксперимента, или зачем все это?

“Он планирует в будущем семью и детей, учу его вести домашнее хозяйство с юности”.

А почему бы не…?

…купить посудомойку?
“Во-первых, это дорого, во-вторых, пусть сначала ручками моет, чтобы навык наработался”.

…вешать напоминалку на холодильник?
“Мне надо, чтоб он прям без напоминаний, на автоматизме умел убирать за собой и поддерживать порядок в доме, в котором он живет”.

С чем вы можете столкнуться?

Ребенок обещает, что все сделает, но не делает. Что делать? Заставлять. Настаивать, как умеете. Иногда получается не очень педагогично. Но системный подход и упорство должны помочь. И терпение.

Ольга Розенберг: “У нас так было первое время… Но мы справились. Наверное, количество в какой-то момент переходит в качество”.

Эксперимент. Из блога мамы мальчика

День первый. Звоню с работы Вовке и прошу его вымыть посуду. Вечером прихожу домой – все тарелки помыты, вилки-ложки-ножи так и лежат в раковине. Заставляю домыть.

День второй. Звоню с работы, прошу вымыть всю посуду. Вечером прихожу домой – все тарелки помыты, вилки-ложки-ножи так и лежат в раковине. Заставляю домыть.

День третий. Принципиально не звоню (то есть звоню, но про посуду молчу). Вечером прихожу домой – посуда не вымыта. Заставляю все помыть.

День четвертый. Звоню с работы, прошу помыть посуду. Вечером прихожу домой – вилки-ложки-ножи помыты, тарелки нет. Заставляю домыть.

День пятый. Не звоню домой. Вечером прихожу – его посуда помыта, моя так и стоит грязная. Заставляю домыть.

Всем интересующимся докладываю сводки с фронта приучения Вовки к домашнему труду. С работы сегодня не звонила, некогда было. Пришла домой: посуду помыл, мусор вынес, еды купил (сдачу вернуть отказался). Этот ребенок обучен, несите следующего.

Как организовать процесс?

Говорит Ольга Розенберг:

1. Начать можно с разделения всей работы по дому. Да, конечно, многие предпочитают не делить строго обязанности, а делать все вместе. Это тоже хороший вариант, но ребенку лучше иметь конкретный участок работы, за который он несет ответственность. Полностью, единолично.

Понимание своей персональной ответственности – отличный навык, который пригодится ему в будущем.

2. Определяя ребенку фронт работ, лучше не навязывать ваш конкретный выбор, а посоветоваться с ним. Никто не идет на работу, которая не по силам. И очень важно, чтоб ваш ребенок имел возможность ее выполнять. Нельзя поручать семилетнему ребенку выгуливать собаку (кстати, по закону гулять с собакой одному можно только с 14 лет). Или ходить за покупками. Но и аргумент “мне не нравится мыть посуду – и я не буду” тоже принимать ни к чему.

Мало кому нравится работа по дому, но она есть и ее надо выполнять.

3. Когда я только выдала своему сыну его фронт работ, мне приходилось звонить с работы и напоминать, что к моему приходу должно быть сделано. Спустя какое-то время я решила не звонить и посмотреть, что будет. К вечеру работа не была сделана, потому что он “забыл”. Пришлось объяснить, что я не могу идти готовить ужин в неубранную кухню.

Несколько раз мы сели ужинать в 10 вечера – и сын запомнил, как много зависит от него.

4. После того, как освоен один фронт работ, можно добавить второй. Конечно, не надо делать из ребенка Золушку, которая одна занимается всем бытом. Но мыть посуду, ходить за продуктами и выносить мусор – не очень напряжно для подростка, даже с учетом уроков и секций.

Совет 2

Безусловно, ждать от ребенка что он начнет выполнять свою работу сразу и качественно, не приходится. Сначала надо будет переделывать за ним, смириться с разбитыми тарелками, красной майкой, постиранной вместе с белой, и так далее. Важно не ругать за это, но и не скрывать его ошибки от него же, тайком перемывая посуду и выбрасывая испорченную вещь.

Сначала похвалить за сделанное, потом объяснить, что сделано неправильно и как надо – залог успеха.

Почему важно хвалить ребенка?

“За любую сделанную работу я всегда благодарю и хвалю сына. Считаю очень важным помнить, что любой труд достоин оценки, признания и понимания того, как это важно для всей семьи в целом”.

Платить ли ребенку за домашнюю работу?

“Некоторые родители практикуют оплату домашней работы своему ребенку. Такой заработок карманных денег. Я категорически против этого. Вам же никто не платит за то, что вы дома пол помыли? Ну а ребенку зачем платить?

Следить за порядком в своем доме – это не работа, это нормальная обязанность любого человека”.

Наталья Калашникова

 

Комментарии отключены.