Коротко о главном: сущность и развитие четырех базовых телесных чувств

Если ребёнок в первом семилетии не развил в себе базовые чувства и не выстроил стержень, не прочувствовал предел своих телесных возможностей, то в третьем семилетии (с 14 до 21 года) есть риск, что ребёнок захочет экстрима, опасного для жизни, может уйти в зависимости: алкоголь, наркотики, компьютерные игры или в полное нежелание что-то делать. Сущность каждого из базовых чувств и особенности его развития мы определили с помощью нескольких авторитетных источников. Перейдя по ссылкам, вы найдёте более подробную информацию о взгляде вальдорфской педагогики на природу организма человека.

Чувство осязания

  • СУЩНОСТЬ ЧУВСТВА: соприкосновение с окружающим миром, познание собственно телесности, ощущение границ и надёжности своего тела.
  • СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ: заботы.
  • ВРЕДОНОСНЫЕ ВЛИЯНИЯ: внешняя забота без действительного внутреннего приятия ребёнка, излишек защиты или невнимания, прикосновение к ребёнку скорее из собственного удовольствие, чем из любви к нему.
  • ЧЕРТЫ РЕБЁНКА С НЕСФОРМИРОВАВШИМСЯ ЧУВСТВОМ: боязливый, робкий, душевно ранимый.
  • ДУШЕВНАЯ ТРАВМА: страх быть покинутым.
  • ОСОБЕННОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВОСПИТАНИЯ: мягкость, участие.
  • ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ: окружение ребёнка организовано с любовью.
  • АРТ-МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: лепка, изготовление скульптур из камня, садоводство.

Чувство жизни

  • СУЩНОСТЬ ЧУВСТВА: информация о состоянии организма, ощущение происходящих в теле жизненных процессов (голод, жажда, насыщение, боль, удовольствие и т.д.).
  • СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ: терпимости.
  • ВРЕДОНОСНЫЕ ВЛИЯНИЯ: ссоры, насилие, запугивание, суета, испуг, недовольство, отсутствие чувства меры, нервозность, отсутствие взаимосвязей между выполняемыми действиями.
  • ЧЕРТЫ РЕБЁНКА С НЕСФОРМИРОВАВШИМСЯ ЧУВСТВОМ: беспокойно-нервозный.
  • ДУШЕВНАЯ ТРАВМА: ощущение собственной нежеланности.
  • ОСОБЕННОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВОСПИТАНИЯ: терпение, уверенность, тепло.
  • ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ: своевременное ритмичное кормление, сытость, хороший уход, тепло.
  • АРТ-МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: музыка, вода, ритм, истории с продолжением.

Чувство движения

  • СУЩНОСТЬ ЧУВСТВА: общение со своим телом, познание заложенных в нём возможностей и движения. Покорение пространства даёт радость и ощущение свободы. Улыбка – его яркое проявление.
  • СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ: сострадания, умения радоваться жизни, чувства слова и речи.
  • ВРЕДОНОСНЫЕ ВЛИЯНИЯ: ходить за детьми по пятам и на каждом шагу им что-нибудь запрещать, недостаток побуждения к деятельности из-за пассивности и отсутствия примера, полная неподвижность перед экраном, автоматические игрушки, превращающие ребёнка в пассивного зрителя.
  • ЧЕРТЫ РЕБЁНКА С НЕСФОРМИРОВАВШИМСЯ ЧУВСТВОМ: печально-неуверенный, медленно соображающий.
  • ДУШЕВНАЯ ТРАВМА: страх непонимания.
  • ОСОБЕННОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВОСПИТАНИЯ: понимание и привлечение к участию в играх.
  • ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ: регулярно совершать совместные прогулки, наблюдать, фантазировать, исследовать.
  • АРТ-МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: сюжетно-ролевые игры, требующие включения фантазии, внимания.

Чувство равновесия

  • СУЩНОСТЬ ЧУВСТВА: объективное восприятие себя и окружающих, уверенность в своих силах, спокойствие, доверие к самому себе, осознание аксиомы «Я есть!».
  • СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ: внутреннего покоя, уравновешенности, надёжности, внутреннего равновесия, чувства слуха, внимательности, готовности к риску. Ребёнок учится в любой ситуации удерживать себя.
  • ВРЕДОНОСНЫЕ ВЛИЯНИЯ: недостаток движения, внутреннее беспокойство, депрессия, пессимизм, скука, внутренние противоречия.
  • ЧЕРТЫ РЕБЁНКА С НЕСФОРМИРОВАВШИМСЯ ЧУВСТВОМ: нелюдимый, склонный к меланхолии и мечтам.
  • ДУШЕВНАЯ ТРАВМА: ощущение исключительности.
  • ОСОБЕННОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВОСПИТАНИЯ: понимание и привлечение к участию в играх.
  • ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ: регулярно совершать совместные прогулки, наблюдать, фантазировать, исследовать.
  • АРТ-МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: сюжетно-ролевые игры, требующие включения фантазии, внимания.

Согласно вальдорфской педагогике, до 7-летнего возраста в воспитании детей больше опирайтесь на действия. В этом возрасте развивается “человек обмена веществ и конечностей”, что связано с волей.
С 7 до 14 лет опираемся на переживания и чувства ребёнка: в этом возрасте развивается “человек грудной”. С 14 до 21 года – на мышление и разъяснения: развивается “головной человек”. В 21 год полностью формируется вся телесность человека в трёх основных отделах.

По книгам Н. Костинской “Заткните уши, или Как относиться к здравому смыслу ребёнка. О чувствах ребёнка” и М. Глеклер “Ребёнок”. 

 

Комментарии отключены.