Почему кукла одна из самых важных игрушек

От игрушки требуется, главным образом, чтобы она воздействовала на силы фантазии и, кроме того, она должна сообщать живые органичные впечатления (поэтому, мы рекомендуем сучья, а не геометрически оформленные кубики), это в особой мере касается куклы.

Кукла – это образ человека, и поэтому для каждого развивающегося человеческого существа она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет в его фантазии представление о его собственном строении.

Это позволяет сделать два необычайно важных вывода.

Во-первых, было бы неразумно по причине неправильного понимания “материнской деятельности” навязывать девочкам эту игрушку и не давать ее мальчикам. Такое разделение полов не имеет педагогического значения и не замечает того, что важно в этом возрасте.

Во-вторых, самое неправильное, с этой точки зрения, что можно сделать, – это снабдить такую куклу всеми анатомическими деталями, технически усовершенствовать ее так, чтобы она могла открывать глаза, мочить пеленки, чтобы ее можно было кормить, и т.д.

В таком случае ребенку не удается выразить силы своей фантазии как раз в обращении с этой самой важной игрушкой. Но эти силы хотят трудиться и ослабевают зачастую лишь потому, что им не хватает работы, которая могла бы их подкрепить. С силами фантазии дело обстоит так же, как и с человеческими мышцами, которые укрепляются путем многократного их напряжения.

Неудивительно, что дети становятся все более взыскательными по отношению к куклам, и без того напичканным всякими необычными “штучками”.

Прелесть новизны нередко очень быстро улетучивается, так как однообразная и поэтому такая убогая деятельность, к которой вынуждает техническое устройство (например, у “говорящей” куклы), становится скучной. А лишенная всякого художественного вкуса слащавая улыбка, маской застывшая на кукольных лицах или нелепо растопыренные пальцы “красивой” ярмарочной куклы?

По многогранности ощущений, возникающих благодаря фантазии, ничто не сможет сравниться с совершенно незамысловатой узелковой куклой, сделанной из обычного платка. Ведь, в общем-то, в куклу – живое отображение человека, его превращает только лишь фантазия.

С помощью этой способности ребенок сможет представлять себе человека по-разному; это представление ни в коем случае не должно быть раз навсегда установленным, основанном на кукле. У многих нынешних детей фантазия атрофирована настолько, что они не представляют себе, как можно играть с подобной куклой из узлов, и понимающая мать должна помочь им в этом.

Часто удивляет, с какой быстротой можно нагнать упущенное, если дать ребенку необходимые игрушки.

После пятого года жизни вероятность удачи намного меньше. Если мать, осознавая необходимость этого, сама сумеет относиться к кукле как следует, ребенок перенимает такое отношение.

Если это не удастся, что тоже возможно по вполне понятным причинам, то лучше ей сшить обыкновенную куклу-марионетку, набитую овечьей шерстью, и платьица для нее, чем дать своему ребенку готовую куклу из магазина игрушек.

Ф.Яффке “Игрушки, сделанные родителями”

 

Комментарии отключены.