Великолепная статья, абсолютно поддерживаем ее автора Аглаю Датешидзе по всем пунктам. Особенно покорила концовка, где про творческое мышление и вальдорфскую педагогику. Обязательно дочитайте до конца! Итак – слово Аглае Датешидзе:
Когда я говорю про миссию воспитания, это звучит немного пафосно, однако реально понимаю, что мы, нынешние мамы, в детстве воспитывались в такой системе, которой уже не существует. И многие наши рефлекторные реакции, заложенные в 3-5 лет, рассчитаны на социум, которого больше нет.
Наш не до конца проработанный стыд, если мы выделяемся из толпы.
Наше очень кривое умение заботиться о себе.
Наше желание вписаться в какую-нибудь хорошую систему, которая о нас позаботится.
Наше все еще довольно большое доверие государству.
Все это – наследие страны, которая канула в лету. Нам повезло. Мы застали эпоху перемен в том возрасте, когда еще были юны и хорошо могли приспосабливаться. Но все же наша способность приспосабливаться гораздо меньше, чем у наших детей. Они ведь живут в мире, который постоянно меняется.
Ну так вот, с этим наследием мы воспитываем своих детей. Когда ребенку исполняется 1, 2, 3, 4 года, из нас вылезает то, что наши родители говорили нам в наши 1-4 года. А нас готовили к жизни в несуществующем обществе, и мы несознательно транслируем это дальше. А ведь наши дети будут жить в мире, который будет очень сильно отличаться от того, что есть даже сейчас. Наши дети выйдут на пенсию в 2065 году. Что тогда будет с миром и обществом? Имеем ли мы хоть малейшее понятие об этом? В какую сторону пойдет развитие цивилизации? Никто не может предсказать.
В связи с этим я хочу сформулировать некоторые принципы, которым, по моему личному мнению, важно учить детей для того, чтобы они могли быть успешными в любом обществе. Мы должны стать для наших детей шлюзом из старого мира в новый, совершенно неизвестный.
БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЕБЯ
Итак, детей нужно научить по-настоящему брать ответственность за себя. Во многих сферах жизни государство брало и берет нашу личную ответственность в свои руки.
Наши бабушки до сих пор уверены, что во всех их бедах виноват кто-то. Наши родители до сих пор слепо доверяют всему, что говорят по телевизору и пишут в газетах, а также охотно доверяют решение своих проблем кому-то. И конечно же, винят в своих неудачах лихие 90-е.
У поколения нынешних тридцатилетних принято считать, что виноваты во всем родители, которые слепо слушали государство и отдавали нас в год в ясли.
Сейчас государство по-прежнему предлагает нам взять на себя много-много нашей ответственности. Это приводит к тому, что люди отвечают только за малую часть своей жизни. А если не отвечаешь, зачем стараться? Если от тебя ничего не зависит, зачем проявлять инициативу? Зачем искать что-то свое? Проще сразу сдаться и идти туда, куда предлагают.
Как же учить детей брать ответственность за себя? Дети учатся только на примере, и нам, родителям, нужно научиться самим брать ответственность за то, что мы делаем. Если мы делаем что-то, то это не потому, что так получилось, а потому что мы это делаем. Потому что мы это выбираем делать именно это. И вы знаете, нам, воспитанным в 80-е и 90-е, это не так-то просто, ибо в подсознании у нас зашита программа, по которой мы мало за что отвечаем. Тут приходится заново учиться.
Каким бы ни было развитие общества в следующие 50 лет, ответвенность за себя никогда не помешает. Это поможет нашим детям устоять в любой ситуации.
УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЫБОР
Также не помешает умение делать выбор. Наши бабушки и дедушки имели достаточно мало выбора. Его у них практически не было. Было несколько фасонов пальто, ограниченный ассортимент товаров в магазине, и даже игрушки были у всех детей более-менее одинаковые. И вообще отпадала необходимость часто делать выбор. Просто приходишь и берешь то, что есть. И очень редко было то, что реально нравится. А когда появлялось что-то стоящее, не было времени, чтоб подумать, нужно тебе это или нет.
Когда мы росли, выбора тоже было достаточно мало. Не так много кружков или садиков, 2-3 школы, а потом пара вузов, и все.
А ведь в детстве наших детей все по-другому. У них слишком много выбора. Много книг и кружков, горы игрушек и куча возможностей. И все это расшатывает психику. В таком обилии выбора нужно уметь остановиться и реально послушать себя. Никуда не спешить и раз и навсегда понять, что в современном мире, заваленном товарами из Китая, всегда будет, что купить, поесть, надеть и не стоит спешить. Также важно привить детям вкус, чтобы не кидаться на любую пластиковую китайскую фигню, а спокойно выбирать качество. И для всего этого опять же нужно собственное родительское спокойствие и умение делать выбор, слушая себя, а не внешний шум.
НАУЧИТЬСЯ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ
В течение двадцатого века наше государство постепенно забрало у граждан заботу об их здоровье. Появилась всеобщая диспансеризация. Поликлиники, графики прививок, медицинские карты и обязательные профосмотры, таблицы и нормативы. Женщины перестали рожать дома и отправились в роддома. Детей стали изменять по стандартам и третировать родителей из-за индивидуальных особенностей развития их чад.
У этого есть хорошая сторона, так как детская смертность сильно сократилась и появился контроль над инфекционными заболеваниями. Но многие люди начали слепо доверять врачам и вообще перестали отвечать за свое здоровье. Вспомните, как наши бабушки доверяют всему, что говорят врачи, вверяя им в руки свою судьбу. Они принимают горы лекарств, считая это единственным выходом. Они слушают диагнозы и думают, что это приговор. Их почти невозможно убедить рассмотреть альтернативную точку зрения.
Наши мамы и папы часто поступают по-другому. Они до последнего момента делают вид, что с ними все нормально, а потом попадают в больницу с обострением чего-то запущенного. Знакомо вам такое? Но при этом они впадают в панику и вызывают врача внукам при любом чихе, даже не попытавшись разобраться.
Что же делаем мы? Кто-то увлекается здоровым питанием, а кто-то ходит по врачам в тревоге и каждый раз возвращается от них в слезах. И когда у нас появляются дети, нам приходится делать нелегкий выбор каждый раз, когда речь идет об их здоровье.
Имея медицинское образование и опыт общения с врачами, я могу сказать, что на протяжении девяти лет я учила много теоретических схем и практически перестала думать самостоятельно. Мне рассказали о многом, что возможно, но еще больше о том, что невозможно и непоправимо. И когда я окончила институт, моя голова была полна теоретических знаний, и в ней было очень мало опыта. И из этого состояния я раздавала медицинские советы направо и налево, совершенно игнорируя жизненный опыт людей. Мои иллюзии рассыпались в день моих родов, когда я осознала, что теоретических готова блестяще, но это ни капли не помогает переносить боль. А то, что помогает, я как раз и не умею…
Официальная медицина признает только свои пути, отрицая многие знания, накопленные человечеством за всю историю. До недавнего момента отрицалась гомеопатия, остеопатия и все то, что сейчас в тренде. Еще в официальной медицине принято действовать из страха, а не из любви. Всегда есть мысль о том, чего нужно бояться. Мало ли, что еще случится с системой здравоохранения в нашем мире за 50 ближайших лет?
Я считаю важным заботиться о своем здоровье каждый день самостоятельно, показывая этим пример детям. Слушать себя, лечиться до того, как заболели. Знать свое тело в ощущениях. Делать разные практики, которые подходят именно вам. Проверять каждую рекомендацию, данную врачом, и делать осознанный выбор. И вообще больше узнавать о своем теле и рассказывать ребенку о его теле. Тогда есть шанс, что наши дети смогут заметить, как протекают процессы в их теле и предотвратить свои болезни, просто меняя образ жизни.
ПРЕОДОЛЕТЬ ВЫУЧЕННУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ
Еще большое дело – это осознать и преодолеть выученную беспомощность.
Выученная беспомощность – это одно из привитых еще советским режимом качеств, которые так хорошо демонстрируют наши мамы и бабушки. Иногда они сами ничего как будто не умеют без поддержки близких или помощи государства. И даже с помощью не могут. Они как те блохи в банке с крышкой, которые пару дней жили с крышкой, а потом при отсутствии крышки уже не могли найти выход. Или как те овцы на картинке, которые даже без ограды уже не видят другого пути, кроме как через ворота.
Если человеку, особенно ребенку, твердить, что он чего-то не может, то он и правда может поверить, что он ни на что не способен, и даже не попытается проверить это. Особенно внушаемы дети до трех лет. Обнаруживаем ли мы, родители, в себе такое? Лично я обнаруживаю каждый день, когда натыкаюсь на свои ограничения, которые находятся только у меня в голове. Очень часто мне кажется, что я чего-то не могу. Я, к сожалению, точно знаю, что если я начну какое-то новое дело, первые люди, которые усомнятся в моих способностях, – это мои родители. Вот откуда ноги растут.
А как обстоят дела у вас? Часто ли у вас возникает ощущение, что вы не можете чего-то? Все могут, а вы не можете. Часто ли вы смотрите на своих детей и не верите в то, что у них что-то получится?
Люди нашей страны имеют большой коллективный опыт выученной беспомощности. И нынешние бабушки и прабабушки не спешат преодолевать его, в силу той же беспомощности. Но за наших детей отвечаем именно мы, и только нам решать, какой пример подавать им. Так что я считаю важным знать, что такая штука есть у нас в мозгу и она проявляется и в мелочах, и по-крупному. Так что, показывая пример молодому поколению, начинайте пробовать.
ВЫБИРАТЬ, ВПИСЫВАТЬСЯ ВО ВНЕШНЮЮ СИСТЕМУ ИЛИ СОЗДАВАТЬ СВОИ СИСТЕМЫ
Еще в обществе у нас и у наших детей всегда есть выбор, вписываться во внешнюю систему или создавать свои системы.
Когда наши дети рождаются, они сразу попадают в систему. Начиная с оценки их по шкале Апгар и предложения сделать прививки, продолжая настятельными рекомендациями по продолжительности грудного вскармливания и заканчивая оценками ЕГЭ.
Когда мамы встречаются на детской площадке, основные вопросы крутятся вокруг того, ходит ли ребенок в садик и получил ли он все прививки, а если нет, то почему. Многие мамы мучительно выбирают садик, а потом обязательно кружки, а потом тщательно выбирают школу, думая о том, в какую бы систему было выгоднее вписать ребенка, чтобы ему потом было проще жить в других системах (поступить в вуз, наняться в престижный офис и т.д.), как будто это является пределом мечтаний. А когда я спрашиваю у них, зачем они это делают, они отвечают что-то типа: “Ну как же? Должен же ребенок обучатся в какой-то системе!”. И в это момент как будто у родителей нет выбора, взаимодействовать ли с системой или нет, а есть только иллюзорный выбор из нескольких систем с похожим результатом на выходе.
В результате постоянного нахождения в системе люди уже не видят для себя другой, самостоятельной судьбы. А временный выход из системы вызывает страх и панику.
Мне кажется важным донести до наших детей, что система – это еще не все. Что ценность человека самого по себе гораздо больше, чем его как элемента системы. И если у наших родителей и прародителей не было выбора – либо ты в системе, либо ты на обочине, – то сейчас выбор есть.
Многие талантливые успешные люди, которых я знаю, создают свои фирмы и свои маленькие (или не очень маленькие) креативныне системы. И это реально делает их счастливыми. В меняющемся мире хорошо, если наши дети поймут, что система может быть, а может и не быть, это поможет им адаптироваться в любых изменениях мира.
И поймите меня правильно, нет ничего плохого в чувстве принадлежности к чему-то большему, к системе или школе. Но когда это чувство заменяет индивидуальность, возникает зависимость. А где зависимость, там много простора для управления, манипуляций и боли.
КРИТИЧЕСКИ ОТНОСИТЬСЯ К ИНФОРМАЦИИ
Сейчас особенно важно научить детей критически относиться к информации. В свете последних событий никому не нужно объяснять, что такое информационные войны. И для нашей страны это сейчас тяжелая тема. Опять же, несколько поколений людей учились слепо доверять средствам массовой информации. И видеть белое в черном, если это нужно государству. Это был вопрос выживания. Вот почему наши бабушки с пеной у рта пересказывают нам истории из новостей, как будто каждое слово правда.
Но мы сами знаем, что информация может быть создана из воздуха за считанные секунды, а картинки вставлены копи-пастом. И поэтому если мы хотим действовать или делать выводы на основе информации, нужно ее проверить. Также и детей стоит приучать проверять информацию, особенно от СМИ. Это не значит относиться подозрительно ко всему, что говорят, но иметь здоровое критические мышление нужно. Нашим детям такой пример очень пригодится, когда они будут плавать в океане непроверенной информации.
НАУЧИТЬСЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ
Еще нашим детям предстоит научиться концентрировать внимание. С этим, слава богу, все в порядке у нас и у старших поколений, потому что в их и нашем детстве было не так много стимулов. Сотня детских книжек, пара десятков фильмов, почти никакой рекламы и постоянный пейзаж а окном. Год за годом мы учились концентрироваться на одном и том же, потому что другого ничего не было.
Нам повезло, в отличие от наших детей. В их детстве слишком много всего. Так много игрушек, картинок и предложений, что это мешает учиться концентрироваться. И также снижает ценность того, что есть вокруг. Лучшим способом починки становится замена, что реально снижает для наших детей ценность многих вещей в мире. Сначала вещей, а потом, возможно, и людей.
Поэтому мне кажется важным показывать детям, что можно выбрать ценную вещь и дорожить ею. А также научиться самим концентрировать внимание на чем-то. На себе, на отношениях, на одном деле. Помогать детям и быть с ними рядом как гарант стабильного внимания. Учить их возвращать внимание к тому, что они делали. А также оградить их от излишних стимулов: большого количества разноцветных игрушек, постоянно меняющихся мультиков и того обилия раздражающих мозг картинок, которые льются с экрана телевизора. Помочь детям обрести стабильные объекты и стабильные ориентиры в жизни.
БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Когда мы были маленькими, а тем более, когда маленькими были наши родители, было не так много игрушек. И уж тем более почти не было готовых решений. Бумага и ножницы, три дерева во дворе, мебель и одеяла в спальне. И все это сильно стимулировало воображение. Из бумаги можно было сделать столько всего волшебного! Три дерева были и домом, и лесом, и чем хочешь. А построить дом из стульев и одеял – это вообще было святое дело.
Однако, в детстве наших детей много готовых решений. Книжки-раскраски, навязывающие и подсказывающие. Яркие-преяркие игрушки, которые имеют слишком определенную законченную форму. Все то, что уже кем-то придумано и додумано до конца и не стимулирует фантазию. И мы уже гораздо меньше делаем дома что-то сами, проводя часы в магазинах, надеясь найти что-то, придуманное другими, что нам подойдет. Лично мне это кажется убийством творчества и в нас самих, и в детях.
Как же сохранить творческий подход? В этом плане очень хорошо помогает вальдорфская педагогика, где многие предметы незаконченные и все из натуральных материалов. Примером для детей может служить наше родительское творчество и серьезное к нему отношение. Я знаю много людей, которые владеют крупным бизнесом, и при этом очень бережно относятся к своему творчеству: рисованию, постройке мебели, лепке из глины. Любая, даже самая стандартная квартира, может стать местом для творчества. Всегда можно рисовать на стенах, придумывать и делать мебель, готовить с отступлениями от рецепта или шить себе одежду. Конечно, можно сказать, что это занимает гораздо больше времени, но дело не во времени, а в том, что творчество дает силы и радость. И в творчестве никогда не бывает скучно. А еще можно создать что-то новое, а люди, создавшие новое, ценились во все времена и я думаю, что будут ценны и через 50 лет”.
Автор: Аглая Датешидзе
Комментарии отключены.