Родители, приводя заболевшего простудой или ангиной ребенка на консультацию, хотят решить именно эту проблему и получить конкретные рекомендации именно для этого случая.
Это, безусловно, правильно. Но задавал ли кто-либо из вас вопрос – почему это случилось с моим ребенком именно сейчас, а не месяцем раньше или позже? Есть ли смысл в этой болезни или же, как многие ныне считают, в том числе и врачи, что простудные заболевания, которыми мы болеем, если подсчитать, – это потерянный год жизни. Мы лежим, страдая от лихорадки, разбитости, головной боли и других симптомов интоксикации организма. Кто же в этом виноват? Многие из вас ответят, что ребенок заразился вирусной или бактериальной инфекцией.
Но тогда почему в период эпидемии гриппа заболевают не все поголовно, а только 30% населения?
Значит, думают другие, их ребенок сейчас, в данный момент времени оказался предрасположенным к тому, чтобы заразиться.
Отсюда и появляются два вопроса сегодняшней беседы:
– почему мы заболеваем?
– в чем смысл именно простудных заболеваний?
Только тогда, когда к инфекционной модели заболевания, о которой мы много знаем, будет прибавлена модель предрасположенности к заражению – только тогда будет создана целостная модель болезни.
Чтобы ответить на вопрос, почему человек заболевает, необходимо знать, благодаря чему он здоров, несмотря на влияние окружающей среды (к чему и относятся наши знакомые – вирусы, бактерии).
В антропософской медицине здоровье и болезнь не противопоставляются друг другу, а рассматриваются как части одного круга, одного циклического процесса.
Например, в природе широко распространено осаждение, отложение минеральных веществ из растворов, из живых клеток растений (образование кальция, кристаллов солей щавелевой кислоты в растениях). В человеческом организме образование костей можно рассматривать как сходный здоровый процесс. Если же этот процесс осаждения минерального становится слишком сильным, тогда в суставах начинают откладываться кристаллы мочевой кислоты, возникает подагра, в почках или желчном пузыре образуются “камни”. В человеческом организме возникает нечто, что не вписывается в целостную систему его деятельности. Это и есть болезнь.
Все так называемые болезненные процессы являются ни чем иным, как нормальными процессами организма, которые происходят не с той интенсивностью, не в том месте, или не в то время. А здоровье является индивидуальным и специализированным процессом удержания равновесия. И это равновесие является не застывшим, но в высшей степени подвижным. Оно поддерживается благодаря ритмической системе (системе дыхания и циркуляции), существующей в физическом теле человека.
Давайте посмотрим на человека как на целостную структуру, включая и его социальное окружение. Тогда в центре внимания будет находиться не возбудитель заболевания, а вопрос – какие телесные, душевные и духовные факторы ответственны за так называемый слабый иммунный ответ и, как следствие этого, восприимчивость к конкретным возбудителям. Рассмотрим такие факторы, как:
– на телесном уровне: генетические причины, недостаточное и неправильное питание, а также недостаток сна и/или движения, переохлаждение;
– на душевном уровне: стресс, перенапряжение, страх, скука, депрессия, шоковые состояния, недовольство, сложности в отношениях;
– на духовном уровне: недостаток идеализма, мотивации, духовной пищи и энтузиазма;
Таким образом, здоровье- это способность организма уравновешивать односторонние нагрузки и противодействовать возможным болезненным тенденциям. Понятно, что здоровье может быть только индивидуальным, поскольку динамическое равновесие между физиологическими процессами в организме каждого человека строго индивидуальны и являются специфической задачей каждого человека. Это требует столько же заботы и поддержки, как развитие и поддержка душевных и духовных способностей к преодолению препятствий. Эта забота и поддержка должна происходить неустанно: днем и ночью, от рождения и до смерти.
Надеюсь, теперь становится понятным, что рассуждения о болезни не являются теоретическими рассуждениями, а имеют важное практическое применение для лечения. Здесь врач и пациент, в нашем случае ребенок, его родители и учитель вальдорфской школы должны действовать сообща. Только тогда мы сможем говорить о поддержании здоровья и о профилактике заболеваний.
Теперь, когда мы имеем перед собой более целостную картину здоровья, попробуем разобраться в простудных заболеваниях. Давайте вспомним, что является ОБЩИМ симптомом этой группы болезней. Правильно, повышение температуры или лихорадка. Здесь надо обязательно понять, и это очень легко сделать на примере лихорадки, разницу между симптомом болезни и причиной болезни. Смотрите, сколько разных нозологических форм – грипп, ОРВИ, ангина, отит, трахеобронхит, пневмония, а симптом один.
Что же делал почти каждый из родителей, чей ребенок заболевал с высокой температурой? Думаю, что наверняка снижал ее. Правильно это или нет? Думал ли кто-либо на эту тему?
Рассмотрим следующую ситуацию. Ваш маленький ребенок заболевает первый раз. Страх, тревоги и сомнения – все это испытывают родители в этот момент. От опыта, приобретенного при сопровождении первых инфекционных заболеваний, зависит, появится ли у родителей вера в собственные целительные силы ребенка или нет. Формирование правильного опыта напрямую связано с приобретением знания о природе простудных заболеваний, возможностью помочь, правильным образом поддержать собственные целительные силы ребенка. Там, где есть понимание – там исчезает страх перед болезнью и появляется четкий план действий.
Дело в том, что есть две большие группы болезней, которые относятся друг к другу полярным образом, т.е. они так противостоят друг другу, что взаимно уравновешиваются, а также они могут взаимно уничтожаться, и находятся они постоянно в переменном взаимодействии друг с другом. Это воспалительные – имеются в виду сопровождающиеся высокой температурой – болезни, которым противостоят склеротические, т.е. основанные на уплотнении болезни, к которым относятся также рак и сахарный диабет. Тот факт, что воспаление и образование рака имеют нечто общее друг с другом, соотносятся как чаши весов, в прошлом освещался с многих сторон и почти всегда с тем выводом, что существует определенный антагонизм, то есть, что они являются противниками, в определенной мере даже взаимоисключают друг друга. Так, оказалось, что склонность к воспалению при раковых заболеваниях есть нечто редкое, что больные раком обладают иммунитетом к инфекционным болезням, и, прежде всего, что немногие случаи спонтанного излечения от рака большей частью наступали вследствие болезни, сопровождавшейся высокой температурой.
С другой стороны, недостаточно оценивается значение температуры как интегрирующего фактора при воспалении и ее целительное, т.е. растворяющее и обновляющее воздействие. Согласно исследованиям французского лауреата Нобелевской премии Лвоффа, защита от вирусов гораздо больше зависит от температуры организма, чем от гуморальных или клеточных реакций.
Соответствующими исследованиями удалось показать, что, например, совсем нецелесообразно понижать температуру при вирусной инфекции жаропонижающими средствами. Это способствует увеличению количества вирусов, поражений и большей смертности, т.к. происходит температурно – обусловленная стимуляция иммунной системы. Опыты с животными показали, что вирусы и бактерии, чтобы хорошо размножаться и повреждать организм, нуждаются в температуре 33-35 С.
Соответственно существует температурный оптимум для организма (обычно между 39и5 – 40С), при котором он лучше всего может сдерживать размножение и уничтожать зловредные бактерии и вирусы. Благодаря температуре запускается целый ряд иммунологических реакций, выполняющих защитную функцию.
Мысль о том, что одна болезнь может излечить другую тенденцию заболевания – это может стать сегодня открытием для вас. Тем более, что сегодня люди стремятся по возможности устранить все болезни, не учитывая тот крайний случай, что в зависимости от обстоятельств, острая безобидная болезнь, сопровождающаяся температурой, может являться попыткой организма предотвратить в будущем более тяжелое хроническое либо смертельное заболевание, такое, как рак. Теперь мы можем сказать, что здоровье заключается не в отсутствии воспалительных и склеротических тенденций в организме, а в равновесии этих двух полярных сил. Мало того, но подумайте о том, что без двух этих процессов мы вообще не могли быть здоровыми. Мы заболеваем, когда не можем удерживать это равновесие.
Давайте теперь подумаем о будущем ВАШЕГО ребенка- оно лишь в вашей власти, поскольку только вы можете принять решение за него – снижать или не снижать сегодня ему температуру при простудном заболевании.
Допустим, вы приняли решение не снижать температуру жаропонижающими средствами, а уж тем более антибиотиками, решение об их назначении входит в компетенцию врача, т.к. использование антибиотиков не дает проявиться личной активности организма ребенка, поэтому их применение имеет смысл только тогда, когда организм сам не может справиться с инфекцией, не говоря уже о том, что антибиотики бессильны против вирусов, которые все чаще становятся возбудителями болезни. Как же в таком случае помочь ребенку преодолеть заболевание и выйти из него более здоровым, с более высокой ступенью иммунитета?
Тепло при повышении температуры тела возникает в результате усиления активности обмена веществ во всей мышечной системе тела, и сохраняется за счет уменьшения теплоотдачи вследствие ограничения кровоснабжения кожи. Поэтому ребенок при повышении температуры бледный и прохладный и при сильной лихорадке дрожит всем телом до тех пор, пока температура не достигнет нужной организму величины. Для многих заболеваний, при которых перед ребенком стоит задача преодоления или переработки чего-то, температура является лучшим помощником в достижении этой цели. Другие функции тела, такие как питание, переваривание, чувственное восприятие, интерес к окружающему миру, играм угнетаются или же ограничиваются организмом.
Поэтому ребенку с температурой необходимы:
- покой, в том числе эмоциональный; – постельный режим;
- ограничить прием принимаемой пищи, легкая пища без картофеля, орехов, шоколада, мало жира и белка;
- увеличить количество принимаемой жидкости (теплый липовый чай с малиновым вареньем или сухой малиной, с медом, припасенными заранее и заваренный в термосе); Это позволит простимулировать потоотделение, которое, уменьшая температуру, помогает организму избавиться от токсинов, свежий воздух, но никакого сквозняка; увлажнение помещения. Можно использовать увлажнитель.
- арома-лампа с эвкалиптовым, пихтовым, еловым или сосновым маслами; чеснок может быть повешен как медальон или разложен очищенным или размятым в помещении, где лежит ребенок.
- уход за тепловым организмом ребенка на начальной стадии, когда температура еще поднимается и тело еще не отдает тепло на перифирию (конечности холодные) – ребенка необходимо тепло укрыть и поставить горячие компрессы с эссенцией арники на место прощупывания пульса(1/4 л очень горячей воды с 1ст. л. эссенцией арники).
Компресс можно повторять каждые 10 минут, после третьего раза делают часовой перерыв. Когда кожа вплоть до икр стала горячей, при температуре выше 39С показаны охлаждающие компрессы на икры, они поддерживают стремление тела отдавать лишнее тепло на периферию. В миску наливают 2-3 л воды, которая должна быть на несколько градусов холоднее замеренной температуры тела. Туда добавляем столовую ложку лимонного сока или плодового уксуса. Ширина ткани – от щиколотки до колена, длина – чтобы можно было обернуть 1,5 раза вокруг икры. Через 5-10 минут компресс прогревается и его надо менять, после третьего раза делают получасовой перерыв. Прохладные влажные обертывания показаны, когда они приятны ребенку. На этой стадии ребенок тоже должен быть укрыт, но не так, как при повышении температуры. Тогда же можно воспользоваться жаропонижающими гомеопатическими свечами- Aconit/ China с, Camomila с. или Viburcol.
Когда воспаление рискует стать опасным, становится необходимым контролировать его и сопровождать воспаление гомеопатическими лекарственными средствами.
Смесь Apis/Belladonna с. является основным медикаментом в случаях, если воспалительный процесс захватил главным образом верхний полюс, дыхательные пути и сопровождается гиперемией (фарингит, тонзиллит, отит среднего уха.). Благодаря этому медикаменту быстро уходят отек, жар и боль. Для области носоглотки применяют полоскание эссенцией Echinacea с.
При хорошем уходе катаральные инфекции (при них происходит отекание слизистых оболочек носа, трахеи, бронхов, всегда происходит затрагивание зева с его лимфатическим аппаратом – небными и глоточными миндалинами, а также лимфоидной тканью на задней и боковых стенках зева) через несколько дней проходят безо всякого лечения и без осложнений. В целом здоровый ребенок сам справляется с такими инфекциями и на некоторое время вырабатывает к ним иммунитет. При рините с жидкими и слизистыми выделениями из носа хорошо применять Agropyron с. Можно воспользоваться на некоторое время каплями в нос Tunica mucosa/ Prunus/ Stibium .
При сухом сильном кашле следует давать Archangelica с.
Если же температура сохраняется более трех дней, то напрашивается вывод, что первоначальная инфекция перешла в более серьезное заболевание и нужно непременно обратиться к врачу. Обратиться к врачу необходимо и при температуре выше 40 С или при больших(1,5 С) ее перепадах без дачи жаропонижающих препаратов.
До известной степени можно научиться защищаться в холодное время года от гриппозной инфекции, если получить четкое представление о своем тепловом организме. Если вовремя при замерших ногах или охлажденном горле выпить стакан горячего чая и принять немного Meteoreisen/Phosphor/Quarz, то угрожающая гриппозная инфекция может не дать вспышки. Можно интенсивно растереть ступни ног маслом розмарина и надеть шерстяные носки. Приятным прогревающим действием оказывают растирания с мальвовым маслом. Важно также избегать тех факторов, о которых мы говорили в начале лекции и влияющих на иммунную систему организма ребенка и взрослого.
(Представленная статья не может случить прямым руководством для самолечения, но быть только информацией для ознакомления и размышления. Составлено по материалам сайта центра антропософской медицины Терапевтикум).
Свежие комментарии