Многие знают, вальдорфская педагогика имеет базу – антропософию. Ее приверженцы считают, что невозможно заниматься вальдорфом, не изучив его основу, и что практическая часть в вальдорфской педагогике должна иметь серьёзное научное обоснование, которое можно постичь только при полном погружении в “религиозно-мистическое учение” – антропософию.
Конечно, когда я только познакомилась с этой волшебной педагогикой, я читала и Штайнера, и его последователей. Помню, мне тогда всё очень нравилось: и мир духовных сущностей с его многообразием, и интересный подход к развитию цивилизаций с неожиданным смешением восточных учений и христианства. Всё это очень вдохновляло и возвышало.
Когда в 2015 году моя семья пришла к Православию, мне было очень непросто, ведь всем известно отношение РПЦ к антропософии. (Кто не знает, можете погуглить.)
Несколько лет я старалась держаться в стороне от официального вальдорфского сообщества в России, и тем более антропософии. Я говорила, что беру только практические наработки в педагогике и больше ничего. Что моё – это творческие мастер-классы, игры и душевные праздники в кругу семьи.
Меня кидало в разные темы: личная эффективность, тайм-менеджмент, теория развития Ньюфелда, материнское эмоциональное выгорание, проработка внутренних установок.
Но в какой-то момент я стала чувствовать, что хватаюсь слишком за многое, распыляюсь что-ли.
И знаете, кто мне помог найти себя? Мой «духовник» – жена православного священника. Она сказала: «Лена, ты людям даёшь уникальную вещь! Твоё – это проживание с детьми дома годовых Эпох через призму вальдорфской педагогики со всеми семейными праздниками и чудесными натуральными поделками. Всё это может использовать любая мама, даже у которой дети ходят в садик».
И я поняла, что вальдорф – это мой «родитель», который пробудил во мне материнство и дал чудесные инструменты, чтобы стать счастливой мамой. Я почувствовала, что безмерно благодарна Рудольфу Штайнеру и его последователям.
Я не изучаю антропософию. Но что для меня важно – к антропософии приходят удивительные люди, очень творческие, чувствующие, ищущие, они создают прекрасные и неординарные вещи.
Вы знаете, сколько ВСЕГО породила антропософия за последние сто лет?
- Вальдорфские детские сады и школы по всему миру
- Огромное количество идей для творчества из натуральных материалов
- Уникальные игрушки и вальдорфские куклы
- Особый подход к сказкам, кукольному театру
- Учение о 12 чувствах человека
- Лечебную педагогику
- Антропософскую медицину
- Биодинамическое сельское хозяйство
- Натуральную косметику «Weleda» и «Dr. Hauschka»
- Антропософскую психологию
- Биографическое консультирование и терапию
- Новый вид искусства – эвритмию.
…
Сейчас, я чувствую, что примирилась с собой и всем миром.
Я нашла свой путь – это гармоничное воспитание детей в семье через призму идей вальдорфской педагогики.
Причём, я всегда очень мягко действую, когда передаю свой опыт. Считаю, что нужно брать только то, к чему вы готовы и что особенно находит отклик в душе. Невозможно внедрить все разом! Наши привычки меняются очень медленно. Поэтому я не никогда не “давлю”, я за свободу выбора, за поиск собственного индивидуального пути!
Но в одном я уверена точно: если использовать инструменты вальдорфской педагогики дома со своими детьми, все члены семьи становятся счастливее – и дети, и мамы, и папы, и бабушки с дедушками.
Текст: Елена Гринталь
На фото: Гётеанум, всемирный центр антропософии и вальдорфской педагогики, который мы посетили в этом году.
Комментарии отключены.