О том, что многим родителям неинтересно проводить время с детьми

Мама катает ребенка на карусели. Ребенок лет двух сидит почти неподвижно. Мама идет вместе с каруселью, подталкивая ее одной рукой, а другой держа телефон и смотрит в него безотрывно. Мама толкает карусель. Ребенок сидит. Через минут пять ребенок начинает дрыгать ногой, чтобы задеть маму и начинает задевать. Раз, два, три. Задел. Мама сначала не обращает внимания. Раз, два, три. Задел.

Мама отрывает взгляд от телефона. Карусель продолжает двигаться. Ребенок сморит на маму. После секунд пяти мама возвращается к телефону. Раз. Два. Три. Задел снова. Смотрит. Соскучился. Мама просит перестать дрыгать ногой. Все продолжается.

Мама начинает злится и все больше отвлекаться от телефона на ребенка. Раз-два-три. Мама не на шутку разозлилась. Карусель остановлена. Ребенок резко снят с сидения, взят за руку и отведен к другому объекту на площадке. Качели. Ребенок усажен на сидение. Мама рассказывает двухлетнему про то, как нехорошо толкать людей ногами, что если самому встать на место другого, то понятно абсолютно кристально, что ногой так делать не хорошо.

Ребенок смотрит и молчит. Мама начинает качать качели и достает телефон. Раз-два-три. Ребенок начинает плакать. Мама качает сильней. Ребенок плачет. Мама начинает выяснять в чем дело: пить, писать, есть, замерзать. Качели остановлены. Ребенок резко снят с сидения, взят за руку и отведен к другому объекту на площадке.

Деревянный кораблик. Ребенку показан путь на кораблик. Ребенок забрался в него и взялся за штурвал. Постоял. Вылез. Подошел к маме. Прижался к ее ноге. Мама одной рукой гладит, другой держит телефон и смотрит в него безотрывно. Ребенок отлепился от мамы и побежал.

“Ты куда?” Споткнулся, упал, заплакал. Мама берет на руки. Утешает и укачивает. Ребенок успокаивается. Обвисает на маме всем свои дутым костюмом и, видимо, засыпает. О нелегкая битва за мамино внимание, о тяжесть бытия и мгла одиночества.

Многим взрослым неинтересно со своими детьми. Правда в том, что большинству из таких родителей с самими собой не интересно. Это значит, что их внимание постоянно кто-то должен брать, захватывать, направлять и насыщать, будь то человек, экран, событие.

Им сложно находиться в простоте момента и простота для них не событие, а серый кусок будня, который по расписанию просто необходимо проскочить. Желательно побыстрее и с какой-нибудь симулятивной анестезией, типа социальной сети или новостной ленты. Там, где нет достижений, призов, оплаты или несчастий и катастроф, их внимание тревожно дрейфует и пытается найти, за что уцепиться. Так это внимание было воспитано и без должного усилия воспитает такое же.

Так как детям сложно обеспечивать взрослых достижениями, призами и оплатой, они могут вдоволь насоздавать несчастий и катастроф. Что они чаще всего и делают в такой системе. Это очень хорошо цепляет внимание. Плач, сложности, проблемы, болезни, переживания – все идет в ход ради того, чтобы на тебя пристально посмотрели, взяли за руку, удели время, заметили хоть как-то, хоть бы и подзатыльником…

Грустно да. Так саму себя толкает карусель детско-родительских страданий. Родители не умеют быть в тишине/покое/простоте, и дети этому не учатся. В такой системе отношений всем участникам постоянно что-то друг от друга нужно. Отношения и оказываются удовлетворением нужд или обломом неудовлетворения. Но это не все, что есть в отношениях.

Это очень важный и для современного человека очень сложный опыт – быть с другим в простоте и контакте не про дело, не про ситуации, ожидания и выяснения, а просто так. Лучше всего играя. Или наблюдая за явлениями природы, или танцуя смешные танцы, или сочиняя бессмысленные истории, обнимаясь, катаясь с горы. Вместе.

Пока ваши дети маленькие, у вас есть прекрасное, пока еще легальное в России, право на времяпрепровождение, целью которого является “побыть вместе”.

Если вы идете вместе гулять, постарайтесь выключить телефон на время прогулки. Замечайте, что происходит вокруг, обращайте на это внимание ребенка.

Помолчите вместе на прогулке или дома в комнате, а потом обсудите – как это молчать и чего в это время хотелось и как справляться со ложностью тишины.

С детьми дошкольниками побегайте, поваляйтесь, посмейтесь, поиграйте в игру, которую они предложат. С детьми школьниками поделитесь реально важной для вас историей – про работу, про друзей, про собственных родителей и после этого спросите, что у них происходит в школе, с друзьями, с увлечениями.

Достижения и целеполагание – это тоже важно. Просто этот текст про другое.

Автор: Анна Ше

 

Комментарии отключены.