В конце мая четыре года назад вышла моя первая книга. Сегодня я бы хотела разместить рецензию, которую опубликовали на портале об образовании и воспитании “Мел” https://mel.fm
“Счастливая мама. Пятилетний опыт домашнего воспитания детей» — это не пособие по воспитанию детей, как можно подумать. И не методика по раннему развитию. Это книга, основанная на личном опыте мамы, которая с рождением детей смогла пересмотреть свои жизненные ценности. Елена Гринталь ведёт свой блог, проводит вебинары, у неё свой интернет-магазин и книга, в которой она рассказывает, как ей удалось стать счастливой мамой и как в этом ей помогла вальдорфская педагогика.
От бизнес-леди к счастливой маме
До рождения детей Елена Гринталь работала директором по развитию на фирме у мужа, и вся её жизнь была подчинена идее развития бизнеса. Неожиданная беременность эти планы не изменила. Елена вышла на работу уже через шесть недель после родов. Компания продолжала развиваться, Елена совершенствовала свои профессиональные навыки, а ребёнок всё это время находился с няней. Это была идеальная картинка с точки зрения общепринятых представлений. Но Елена стала замечать, что не знает, что делать с дочерью. Как её кормить? Во что с ней играть? И как её успокаивать?
10 советов, как подружиться с собственным ребёнком
Толчком для переосмысления стала вторая беременность. Елена взяла отпуск на две недели и… Больше на работу не вернулась. Вместе с мужем они решили, что бизнесом будет руководить муж, а жена зайёется домом и семьей. Тогда впервые у Елены возник вопрос: «А счастлива ли я?»
После родов Елена забрала старшую дочь из садика и начала по-новому строить с ней отношения. Это получилось не сразу.
«Старшая дочь меня совсем не слушалась, отказывалась спать днём, капризничала. Вряд ли это педагогично, но я просто закрывала её в комнате и говорила, что надо лечь спать, как в садике. Первые два дня она кричала, стучала в дверь, а на третий уже без капризов сама легла в кроватку».
Со временем контакт с дочерью наладился. А вместе с ним пришли и трепетные материнские чувства. Начались поиски ответа на вопрос: чем заниматься с ребёнком, что нужно самому ребёнку для развития. Ответы нашлись в вальдорфской педагогике.
Основные идеи вальдорфской педагогики
Обустройство детской комнаты для творческой атмосферы. Натуральные материалы и сдержанные тона в оформлении. Отсутствие пластиковых, электронных и механических игрушек, телевизора и компьютера.
Вальдорфские игрушки, сделанные из природных материалов. У них нет явно обозначенной функции в игре. Один и тот же брусок в зависимости от фантазии ребёнка может стать частью построенного домика, грузом для машины или каким-либо персонажем.
Подражание — как путь познания мира в дошкольном возрасте. Не искусственно созданные для ребёнка занятия, а присоединение к творчеству взрослых. Так появляется и сохраняется тяга к обучению.
Свободная игра при минимальном вмешательстве взрослых. Дети проигрывают бытовые ситуации, получая при этом достоверное представление об окружающем мире.
Отсутствие занятий с абстрактными понятиями в виде букв и цифр. Вместо этого ребёнок лепит из воска, пробует себя в живописи по-сырому, шьёт, валяет, занимает резьбой по дереву.
Ритмы и повторения гармонизируют развитие ребёнка. Ритму подчинён распорядок дня, недели и всего года.
Чередование в течение дня «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, валяние, обработка камня и металла) и «художественно-эстетических» (музыкальные занятия, живопись, гимнастика, ритмические игры)
Главное — индивидуальность каждого ребёнка. Нет сравнений с другими детьми, социальных и материальных различий. Так раскрываются таланты абсолютного любого ребёнка.
«Из всего неисчислимого объёма литературы о воспитании именно идеи гармоничного развития — мышления, чувств и воли — находили отклик в моей душе и вызывали желание заниматься со своими собственными детьми, которого ранее за собой не замечала. …Идеи, почерпнутые из вальдорфской педагогики, вдруг пробудили во мне желание не только читать о воспитании, но и начать что-то делать».
Как начать применять вальдорфскую педагогику
1. Сформулируйте свою миссию, жизненное предназначение. Если есть цель жизни, вся деятельность подчинена её достижению. Каждый, даже самый маленький шаг сокращает эту дистанцию. В этом поможет совет, который Елена встретила в одной книге: «Если вы не можете найти себя, своё предназначение, не знаете, в какой сфере применить свои способности, вспомните своё детство, а именно — что вам нравилось делать в детстве больше всего».
2. Распределите обязанности между мужем и женой. Успешное управление домом и семьёй более сложная работа, чем управление бизнесом. Поэтому берём листочек и прописываем кто и за что отвечает в доме.
3. Начните жить по ритму. «Секрет заключается в следующем: как только все рутинные дела включаются в чёткий распорядок, они выполняются легко и как будто сами собой. …Вот тут и появляется настоящая свобода!»
Принципы построения ритмов
Ритм дня основан на чередовании «вдохов» и «выдохов». В течение дня виды деятельности, которые требуют концентрации, должны сменять те, которые позволяют расслабиться. «Вдох» — это занятия с мамой и бытовые дела. В это время мама закладывает в ребёнке основы его дальнейшего развития. Во время «вдоха» ребёнок напитывается общением с мамой. Поэтому, когда наступает фаза «выдоха», он спокойно отпускает маму и занимается своими делами. Свободная игра, прогулка, сон — это все «выдох» и для мамы, и для ребёнка. Во время «выдоха» мама занимается собой и теми делами, которые её вдохновляют. Никакой уборки и готовки.
Ритм недели помогает распределить по дням недели творческие занятия с детьми. Маме это даёт возможность вовремя подготовить материалы. А детям не надоедают однотипные занятия. Например, в понедельник лепим воском, а во вторник рисуем восковыми мелками.
Ритм года измеряется Эпохами. Эпоха — это период в 3-4 недели, который связан с происходящими природными явлениями и традиционными праздниками. Вся занятия в этот период подчинены общей идее. За это время мама вместе с детьми подготавливает сказку, которая будет показана на финальном торжестве в завершение каждой Эпохи. Творческие занятия посвящены символам Эпохи. Готовые поделки находят свое место на Столике времен года. Мама разучивает вместе с детьми жестовые и пальчиковые игры. Такое проживание Эпохи позволяет ребёнку проникнуться атмосферой и пропустить через себя смысл каждого изменения в природе. Например, Эпоха урожая, которая приходится на сентябрь, символизирует сбор урожая и приготовление запасов на зиму. Её цель — на примере Земли, которая в ответ на нашу заботу о ней, дарит нам свои плоды, воспитать в ребёнке чувство благодарности.
Счастливая мама — самостоятельные дети
По словам Елены Гринталь, секрет счастливой мамы — увлечённость тем, что она делает. Как только в нашу жизнь проникает скука, все занятия теряют смысл, пропадает интерес, появляется раздраженность и лень. Возможность использования результатов творческих занятий в повседневной жизни, для украшения дома или в качестве подарков близким людям наполняет смыслом и энергией.
«Надо искать что-то интересное именно для вас, и ни в коем случае себя не „насиловать“. Любите шить — садитесь и шейте, а маленькому ребёнку дайте разные лоскутки, нитки, и он сам придумает, что с этим делать. …Ребёнку нужны, прежде всего, не развивающие занятия, а увлеченная, творческая мама, с которой можно брать пример».
«Побочный эффект» таких занятий — ребёнок учится создавать свою игру и играть самостоятельно. Покажите ему несколько раз кукольный спектакль, и через пару дней такой спектакль уже ребёнок будет показывать вам. Он перестает канючить и настойчиво требовать маминого внимания. У него нет проблемы, чем занять себя, когда мама занимается своими делами. Не о таких ли детях мечтают все мамы?
В книге собраны советы и рекомендации, начиная с того, как организовать игровое пространство, заканчивая личностным ростом мамы. Треть книги занимает «Книжка в книжке» — сборник творческих занятий и описания игр по Эпохам.
А что же дети?
«Как сказала моя мама, когда мы были на отдыхе в детском санатории, „наши дети непуганые, они не боятся проявлять себя, они не боятся выйти на сцену и принять участие в любом конкурсе, в них чувствуется доверие к миру, какая-то внутренняя свобода“. Мне было приятно это слышать».
Автор: Анна Качан-Юрина
Комментарии отключены.