Православие и вальдорфская педагогика: как это совместимо?

Это вопрос мне задают уже много лет подряд. По пробую на него ответить.

Когда в 2010 году я только узнала о вальдофской педагогике, начала собирать о ней информацию в интернете. Хорошее об этой системе воспитания было написано в основном на сайтах вальдорфских садов и школ. «Плохое» – на православных сайтах. Меня, конечно же, смутили эти негативные отзывы, особенно высказывания религиозного деятеля протодиакона Андрея Кураева об основах этой педагогики – антропософии.

Чуть позже мне попалась работа И.Н. Семенова «Взгляд православного христианина на вальдорфскую педагогическую систему», где эта система оценивалась уже не так категорично. Да, там говорилось о минусах, но также и о плюсах, которые не мешало бы применить и в православных школах:
«Все отмечают, что наше традиционное образование направлено на развитие ума. Ребёнок получает знания, информацию. Мы должны, как в компьютер, вложить в ребёнка эту информацию, а что уж потом делать с ней, он должен разбираться сам… Вальдорфская педагогика подходит к ребёнку как к целостному существу, …видит душу ребёнка, старается работать с ним так, чтобы он рос здоровым, гармоничным, и чтобы учёба, прежде всего, не мешала его становлению как человека. Это очень целостная система…»

Спустя ещё какое-то время я набрела на книгу «Антология гуманной педагогики. Рудольф Штайнер», автор которой педагог-гуманист Шалва Амонашвили говорит об этой системе так:
«Нам нужно только спокойно миновать мистицизм Рудольфа Штайнера, чтобы извлечь из его вальдорфской педагогики идеи и практику, способные обогатить духовный гуманизм национальной школы».

Познакомившись с разными мнениями о вальдорфской педагогике и поразмыслив, решила для себя так: не углубляясь в антропософию и мистицизм основателя этой системы, всё лучшее, что было наработано ею почти за сто лет: методики, идеи и практику, – применить у себя дома, со своими детьми. Тем более что вальдорфская педагогика во многом опирается на народную педагогику и фольклор.

Не знаю, почему, но из всего неисчислимого объёма литературы о воспитании именно идеи гармоничного развития – мышления, чувств и воли – находили отклик в моей душе и вызывали желание заниматься со своими собственными детьми, которого ранее я за собой не замечала. Меня больше интересовало развитие собственного потенциала, а детей мне хотелось отдать в руки «специалистов»: что я могу дать своим детям? Я не педагог, у меня нет никакого опыта… А вот идеи, почерпнутые из вальдорфской педагогики, вдруг пробудили во мне желание не только читать о воспитании, но и начать что-то делать.

Сейчас я могу смело заявить, что дошкольная вальдорфская педагогика – это сокровищница мировой дошкольной педагогики!

Это кладезь идей для творчества и рукоделия с детьми!

Сокровищница сказок, детских игр, песенок, ежедневных попевок!

Чего только стоят детально проработанные вальдорфские праздники со всей их атрибутикой!

А идеи с ритмами: дневными, недельными и годовыми – просто бесценны!

В своих двух книгах «Счастливая мама» и «Счастливая мама-2» я постаралась собрать практический материал по максимуму, чтобы каждая мама могла в своей семье применить лучшие наработки дошкольной вальдорфской педагогики! Первое семилетие – это время, когда важно заложить в ребёнка “правильный” фундамент.

Как я отношусь к Рудольфу Штайнеру, будучи сейчас православной мамой?
С большим уважением и благодарностью!

Елена Гринталь

 

Комментарии отключены.