Праздник как педагогическая задача

Праздники с детьми — это особая важная педагогическая задача. На протяжении своей истории вальдорфские педагоги разработали целую культуру празднования праздников. Помимо дней рождений и локальных праздников, характерных для того или иного региона, основной мотив цикла праздников года в детском саду — это переживание кругооброта года, выраженное в образно-символической форме, созвучной детскому мироощущению. В детском саду акцент делается на переживании жизни природы. История и культура человечества всегда были теснейшим образом связаны с природой и космосом, которые в прежние времена мыслились одушевленными и одухотворенными. Празднование праздников не только дает детям возможность пережить чудесное, не только приобщает их к культурному наследию народа, но и является средством морального воспитания, передачи ценностей. Каждый праздник связан с той или иной добродетелью. Мужество, доброта, благодарность, любовь, сочувствие, верность выступают в образной форме сказки, истории, сюжета кукольного представления или игрового действия и противопоставляются дурным качествам, также выступающим в виде сказочных персонажей. Согласно философии воспитания Р. Штайнера, основное настроение, своего рода «…девиз для всего периода дошкольного детства — идея Добра». Для ребенка очень важно прочувствовать идею о том, что в основе мира лежит Добро. В добродетелях — основных «героях» праздников года — Добро являет себя конкретно, в полноте своих проявлений в мире. Настроение добра, в которое, как в основную субстанцию, должен быть погружен маленький ребенок, не обязательно понимать лишь как отдание дани традиции и прошлому, хотя этот аспект также немаловажен. Штайнер имел в виду нечто совершенно конкретное — глубокую психологическую и даже психофизиологическую потребность ребенка чувствовать в своем окружении добро, ощущать, что в большом незнакомом мире, в который ребенок пришел, царит Добро. Если ребенок этого не ощущает, если он видит, что зло побеждает — это для него психологически невыносимо. Настроение добра является, по Штайнеру, условием психосоматического здоровья ребенка — аспект, крайне актуальный в наше время. Таким образом, праздники — помимо своей культурной и воспитательной ценности, имеют еще психологическое и даже терапевтическое значение.

Главное — найти образ.

Необходимо облечь «настроение» и смысл праздника в соответствующие образы. Источниками этих образов служат, как правило, богатые народные традиции.

Ближайшие праздники, которые можно отпраздновать с детьми: Праздник Завивание берёзки (20 июня), Троица (23 июня), Праздник летнего солнцестояния Ивана Купала (7 июля).

 

Комментарии отключены.