Эти принципы можно также применить и при домашнем воспитании:
- воспитание через подражание и пример;
- культивирование многообразных форм игровой деятельности; вальдорфская «философия игрушки»;
- ритм и повторение;
- особая культура праздников года;
- создание среды, способствующей развитию детей: художественно-эстетический общий фон помещения; организация пространства; создание уюта и теплого настроения; богатый игровой материал;
- занятия искусствами: живописью, рисованием, лепкой, музыкой и пением;
- разнообразная совместная деятельность детей и взрослых: работа в домашнем хозяйстве; приготовление пищи; работа в саду; рукоделие («педагогика руки») и работа с природными материалами.
Как и во всяком естественном органическом и целостном процессе, выделение четко очерченных положений является всегда неточным и условным. Все вышеперечисленные положения не являются поэтому рядоположенными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», но представляют собой органичное, единое целое. Иными словами, принципы, которые мы перечислили выше, должны стать естественным бытом жизни, который напоминает жизнь большой и дружной семьи. В идеале сторонний наблюдатель вообще не замечает никакой особой организации жизни, так что может даже возникнуть впечатление, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой, без проблем. Но это — лишь внешнее, обманчивое впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве воспитателя. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, а также многолетний опыт.
Для домашнего воспитания из вальдорфской педагогики можно позаимствовать много полезного и интересного. Но главное, чему она учит нас — это бережное отношение к детству и уважение к личности ребенка.
Комментарии отключены.