Про детскую игру. Подборка бесценного опыта

Вальдорфская педагогика уделяет огромное внимание свободной сюжетной игре в развитии ребенка, и я давно систематизирую материалы о детской игре в дошкольном возрасте.

В нашей стране есть люди, которые продвигают детскую игру, которая стала вымирать в буквальном смысле этого слова:

  • Это все вальдорфские педагоги. В вальдорфских детских садах с утра выделяется полтора часа на свободную игру. Для этого создается специальное игровое пространство и предлагаются игрушки, оживляющие фантазию.
  • Это психолог Егор Бахотский, он работает на своей площадке по системе советского психолога Д. Эльконина. Я проходила его двухдневный семинар. Егор обучает родителей и также готовит инструкторов, которые потом организовывают игровые площадки.
  • Это семейный психолог Наталья Лейкина, которая показывает анатомию игры по Елене Кравцовой (внучка величайшего советского психолога Льва Выготского). Два года назад я училась у Натальи.
  • Последователи канадского психолога развития Гордона Ньюфелда (теория привязанности) уделяют большое значение игре, в которой происходит становление ребенка и естественное проживание эмоций.

Психолог Дэвид Элкинд:
“Почему игра исчезает? Упадок детской свободной и спонтанной игры является результатом крайне неблагоприятного стечения обстоятельств: технологических инноваций, быстрых изменений в обществе и экономической глобализации. Игра, которая так необходима детям, находится под угрозой исчезновения в цифровом мире. Это должно беспокоить больше, чем дисциплина дошкольников. Маленькие дети не могут “выпускать бутоны” и “цвести” без игры. Именно игрой определяется сама суть того, кем они станут”.

Психолог Мадлен Левин:
“Игра оказалась под ударом, несмотря на все свидетельства, демонстрирующие её жизненную необходимость для здорового развития маленьких детей, которые наука о развитии получила за последние 75 лет. Эксперты по развитию продолжают бить набат относительно вымирания игры, но их голоса заглушаются давлением родителей, образования правительства и культуры.
Игра отодвигается на задний план, вместо того, чтобы поставить её в центр раннего детства. Многие родители не хотят “рисковать” на своих детях, опасаясь, что те отстанут от сверстников. Однако развитие, происходящее в игре – постепенное, оно не поддаётся тренировке и проверке. Успехи в основном незаметны, ведь индивидуальность развивается подспудно”.

Итак, многие педагоги и психологи по всему миру увидели большую проблему в том, что игра стала вымирать. У нас есть шанс понять суть проблемы и воспользоваться бесценным опытом ее решения.

 

Комментарии отключены.