Образная игра очень любима нашими детьми. Пожалуй, самая любимая, потому что в нее дети играют долго (с 2,5 до 8 лет). Центральной она становится с 4-х лет, а начало приходится примерно на 2,5 года. В какой-то момент к вам на кухню может зайти не ваш любимый сыночек или дочка, а маленький котенок или львенок.
И здесь уже ребенок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Как правило, дети начинают с превращения в животных, это домашние животные, которые ближе всего к ребенку. Постепенно они могут брать на себя роли сказочных героев, потом уже образы людей. Теперь ребенку не нужна игрушка котенка, за которой он прятался в режиссерской игре, здесь можно стать самим котенком, львом, тигром, змеей, обезьяной, рыцарем, принцессой, спасателем, пожарником. Очень важно, что ребенок учится как бы овладевать образом и, соответственно, удерживать этот образ.
Как взрослый может играть с ребенком в 4 года?
Недавно рассказала сыновьям, что видела, как дерутся два кота, и показала, как страшно они мяукают, выгибают спину, пристально смотрят и бьют лапой по морде, кусают и набрасываются друг на друга.
После моего рассказа дети тут же перевоплотились в котов. Старший нападал на младшего, они мяукали, катались по полу. Пришлось мне кидаться в них тапками, грозно ругаться, топать ногами. Коты пугались, разбегались в разные стороны.
Потом я превратилась в собаку, загнала котов под диван и грозно на них лаяла. Затем я была мама-кошка, а они мои котята. Потом я снова стала их грозной хозяйкой.
Интересно, что старший сын, 8 лет, будучи котом, только мяукал, не разговаривал (так хорошо он вживается в образ). А младший говорил и мяукал одновременно. Вот такая у нас получилась игра!
Взрослый может поддержать игру, развивая сюжет с образом, который взял на себя ребёнок.
Например, приходит ваш сын или дочка и говорит: «Мама, я кошка!».
Вы: «А я твоя хозяйка, какая же у меня кошечка! — гладим, чешем за ушком. — Дам ей молочка (наливаем в блюдечко и ставим на пол). А давай, я с тобой поиграю!». Делаете веревочку и играете в кошки-мышки.
Тем самым мы даем ребёнку возможность прожить образ котенка. У него самого еще не хватает сил и удерживать образ, и одновременно развивать сюжет. А образ очень хорошо проживается в сюжете. Сюжет — это каркас для образа.
Роль взрослого в образной игре
Взрослый дает информацию о персонаже, которым хочет быть ребенок. Это важный момент. Ребенок должен это увидеть. Образы можно брать из книг, детских энциклопедий. Можем просто задать образец игрового поведения, показав, как игровой персонаж может себя вести.
Обязательно нужны разные тряпочки, костюмы, другие атрибуты, которые могут подчеркнуть образ. Переодевание помогает перевоплотиться. Маленьким детям лучше максимально обставлять игровое пространство.
Чем старше ребенок, тем он проще перевоплощается, и ему не нужно много атрибутов. Он может все это вообразить.
В возрасте 3-5 лет атрибутика более важна, воображение развивается с опорой на предметную среду. А детям постарше можно сказать: «Давай представим, как будто здесь корабль!» — и им этого достаточно.
Важно какую-то часть комнаты предоставлять деткам для их игр и позволять превращать эту часть в игровое пространство: переставлять стулья, переворачивать, застилать одеялами, строить разные домики, что-то менять, приносить.
Также взрослые помогают ребенку быстро выйти из игры. Слова «стоп-игра» и снятие атрибутики в этом здорово помогают.
Пять этапов развития детской образной игры
1-й этап — имитация
Ребенок начинает имитировать поведение животных, как правило, без сюжета в 2,5-3,5 года. Просто сам факт перевоплощения для него очень важен. Я — бельчонок, я — собачка, я — кошечка.
2-й этап — первые сюжеты
Ребенок изображает животное, образ которого проигрывает в несложном сюжете в 3,5– 4 года. Важно войти в игру и дать прожить малышу свой образ. Чем больше образов берет на себя и проигрывает ребенок, тем это лучше для его развития.
3-й этап — полное погружение
Вход в образ и полноценное его проигрывание. Примерно в 4,5-5 лет. Может брать на себя образы растений и деревьев, машин и самолетов.
4-й этап — сказка наяву
Малыш берет на себя образы сказочных персонажей, разыгрывает известные ему сюжеты и пытается сочинять свою сказку. Важно в этот момент помочь ребенку в развитии личных идей и не мешать ему, каким бы забавным и нереальным ни казался вам сюжет.
5-й этап — настоящие профессии
В возрасте 5-5,5 лет дети входят в образы людей: кассиров, диспетчеров, спасателей, врачей. И как раз здесь происходит переход в центральную игру дошкольника — сюжетно-ролевую!
Задача взрослого — поддержать и развить сюжет, чтобы помочь ребенку проиграть образ.
Если в своих играх в период 2,5-4 года наши детки предпочитают выстраивать игровое пространство на столе, в коробке, в песочнице, на полу, то в образной игре уже занимается большее пространство комнаты.
Ребенок осваивает способность выделять и удерживать поведенческий контекст взятого на себя образа. Через проживание образа он готовит себя к тому, чтобы подчиняться правилам. Осваивает способность фиксировать образы соответствующими атрибутами. В этой игре активно развивается воображение и способности к перевоплощениям!
В образной игре ребенок учится управлять собой. Именно в этой игре у ребенка развивается способность к идентификации, т.е. когда мы можем присваивать себе черты других персонажей или других людей. Через это развивается чувствование, понимание других людей, эмпатия. И как раз к пяти годам ребенок может уже уйти от эгоцентрической позиции, когда не только «я» в центре, а вокруг меня люди, а когда есть еще другие люди, они тоже что-то чувствуют, что-то переживают. И у ребенка появляется такая способность – вставать на точку зрения другого человека.
Конечно, это не происходит прямо в пять лет, но зарождается и начинает развиваться именно в образной игре. Здесь ребенок, особенно те, которые хорошо вживаются в образы, может превращаться в один образ, другой… Он как бы прячется за этими образами и говорит: «Это я и вроде не я». И вот эта способность к идентификации позволяет ребенку перенимать, в том числе, ценности, обычаи и правила семьи, присоединяться к ним и сделать их своими. Очень и очень важная игра.
Автор: Наталья Лейкина
Мастер-класс “Как создавать сюжеты для игр с детьми”
Комментарии отключены.