Ритм – носитель здоровья

Согласно Р. Штайнеру, «ритм является носителем здоровья», как вообще всех жизненных процессов. Ритмическая система организма, имеющего своим центром сердце и лёгкие, представляет собой срединное звено трёхчленного организма, располагаясь между полюсом нервной системы и органов чувств, концентрирующегося, главным образом, в голове, и системой обмена веществ и конечностей.

То или иное заболевание можно трактовать как смещение равновесия в сторону одного из этих полюсов.

Ритмическая система, которая в течение всей жизни никогда не устаёт, представляет собой некое динамическое равновесие – источник здоровья. Поэтому соблюдение ритма смены различного рода деятельности в течение дня, недели, года, многократные повторения уже бывших мотивов рассматриваются как важнейший принцип с гигиенической точки зрения.

Маленькие дети не могут сами организовать свою жизнь в соответствие со здоровыми ритмами. Поэтому так важно, чтобы мы взрослые сознательно помогали ребёнку войти в здоровый ритм. Чем более ритмична жизнь ребёнка, тем его развитие протекает более здоровым образом

Повторение и ритм – важнейшее условие душевного благополучия ребёнка.

Предсказуемость и регулярность влияют на познавательное развитие ребёнка.

Если ритм ребёнка сбивается незначительно, то он проявляет беспокойство, становится либо усталым, либо слишком возбуждённым. Если ритм сбивается сильно, то начинает болеть. Если ритм просто отсутствуют, то эти качества (нервозность, раздражительность, возбуждённость, или апатия – в зависимости от темперамента ребёнка) становятся его постоянными качествами, несмотря на то, что изначально они ребёнку не присущи.

Если вы частенько жалуетесь, что у вас растёт хулиган или каприза, – оглянитесь на себя: выстроили ли вы для своего ребёнка ритм его жизни?

Ритм отличается от режима тем, что первый не может быть раз и навсегда задан. Он должен меняться и плавно двигаться – в зависимости от обстоятельств и изменяющегося возраста ребёнка.

К примеру, дневной сон ребёнка год за годом может изменять свои временные границы, но ночной сон должен соблюдаться, по возможности, строго и оставаться более или менее неизменным.

Ритм ребёнка очень хорошо дисциплинирует родителей. Если через пару часов ужин и вечернее купание – то мамочке пора прощаться с подругой, как бы хорошо ни сиделось.

Ритм малыша близок к некоему эталону биологического ритма. Летом после захода солнца, а зимой уже около 21 часа всё живое спит: все лесные и домашние животные, цветы, деревья, птицы.

Если родители работают допоздна, то младенцу лучше будет с няней, хотя в детском развитии мать никто не может заменить, даже родная бабушка. Ведь именно мать создаёт для своего малыша ритм, отвечает за ритмичность вообще.

Кроме родной матери никто не сможет привить ребёнку и создать для него его собственный мир. Поэтому очень важно, архиважно не отдавать ребёнка до трёх лет в детский сад.

Ведь именно в первые 3 года жизни у ребёнка формируются не только все основные навыки , но также и физические органы и системы. И для здорового развития родная мать необходима. Ребёнок чувствует себя под материнской защитой – и все силы организма пускает на здоровое развитие.

Общие рекомендации по ритму дня для дошкольника

  • Пытайтесь сохранить спокойным ночной сон ребёнка. Ночной сон – это святое. Укладывайте ребёнка спать всегда в одно и тоже время. 21 час – это время, по крайней мере, подготовки ко сну и совместной уборке игрушек. В летнее время можно несколько подвинуть границы ночного сна.
  • В одно и тоже время организуйте завтрак, обед, полдник и ужин.
  • Распланируйте день так, чтобы активная игра проходила в одно и тоже время. Обзаведитесь семейными традициями (песенки, приглашающие к трапезе, зажжённая свеча на столе перед едой, рассказывание сказки перед сном, ритуал «обзор дня» и т.д.).
  • Чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым и не боялся ночного сна, можно петь ему колыбельные песенки.
  • Ритм дня делится на фазы, когда дети могут свободно играть или гулять, и фазы перехода от свободной активности к состоянию восприятия, как это имеет место при рассказывании сказки, проведении музыкально-ритмической игры или приёме пищи.

Как только ритм дня установится, начнёт дышать вся семья, ведь теперь жизнь снова вошла в свою колею.

Подготовлено по книгам «Как воспитывать ребёнка от рождения до 21 года» С.Смирновой, «Вальдорфский детский сад сегодня» М. Компани и П.Ланг, «Вальдорфский детский сад» В.Загвоздкина.

 

Комментарии отключены.