Детская игра так многообразна! Она “растет” вместе с ребёнком: игра-манипуляция с 1 года до 2,5-3 лет, режиссёрская – с 2,5-3 лет до 4,5 (здесь несколько этапов), образная игра – с 4 до 5 лет, сюжетно-ролевая – с 5 до 7 лет, игры по правилам – с 6 лет, сложная режиссёрская игра – с 7 лет. Считается, что именно детская игра формирует в ребёнке-дошкольнике все качества успешного человека: креативность, волевые качества, коммуникабельность, умение договариваться, умение посмотреть на себя со стороны, управлять своими эмоциями, отстаивать свою точку зрения, умение планировать свою деятельность.
Как правильно играть с ребёнком
Почерпнутая из различных источников информация о роли игры в развитии ребенка удивительным образом откликается в моей душе: в детстве я постоянно придумывала какие-то миры, закрученные сюжеты, мастерила весь реквизит… Играла много: и одна, и во дворе с другими детьми. Мне почему-то кажется, что именно большое количество игр в детстве (я играла до 13 лет!) развили во мне умение прислушиваться к себе – я всегда чувствую и легко угадываю, чем я должна заниматься в данный момент жизни, понимаю, куда меня ведёт поток игры под названием «жизнь».
Порой возникает ощущение, что многие современные родители вообще не знают, насколько важна детская игра, которая усложняется с возрастом. Об этом хорошо знают финские педагоги, которые придают игре в дошкольном возрасте важное значение (это одна из причин, почему финское образование сейчас самое передовое в мире).
Однако осознать важность детской игры – это важный, но лишь первый шаг… Книга «Как правильно играть с ребёнком» (авторы Н. Михайленко, Н. Короткова) и несколько видео на тему игр с детьми помогли мне понять, что у современных детей уже нет того дворового детства, где бы старшие дети легко передавали свой игровой опыт, а маленькие автоматически всё осваивали. Я поняла, что маме самой надо учить детей… играть.
Мои первые попытки не всегда были удачными. Иногда режиссёрская игра на полу или на столе с трёхлетним сыном шла очень хорошо, а порой мы садились за стол, сын начинал кидать игрушки, стучать ими и никак не хотел даже смотреть, что я придумываю. КАК ЖЕ МНЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ В ТАКИЕ МОМЕНТЫ ИГРАТЬ! Как же сложно входить в поток детской игры по-настоящему! Доставать из себя “играющего взрослого”, придумывать разнообразные сюжеты…
“Играющий взрослый”, выходи!
В то же время стало получаться подхватывать детские игры. Вдруг дочки придумывали игру в диких кошек, и я включалась в их образную игру – радовалась вместе с ними, добавляла что-то в их сюжетную линию.
Порой игра продолжалась более получаса, но всё равно оставалось ощущение, что я недостаточно играю с детьми.
И вдруг “играющий взрослый” внутри меня тоже стал “расти”…
Как-то раз во время свободной игры я зашла в комнату и увидела, что мои шестилетняя дочь и трёхлетний сын поставили четыре стула – два впереди, два позади, – сын сидит и держит руль, дочка – рядом, все «пристёгнуты» длинными шёлковыми платками, за ними сидят две куклы на импровизированных «креслах безопасности». Сзади сооружён багажник из коробки. Сюжет заключался в том, что они поехали по магазинам.
Буквально за день до этого я прочитала про такой пример детской игры в книге и мысленно удивилась, что мои дети НИКОГДА так не играли. И вдруг – заиграли!
Сразу вспомнила совет из книги: если дети играют в шофёра и машину, обогатите их игру: станьте заправщиком, полицейским, попутчиком…. И я схватила первый попавшийся предмет, похожий на жезл, и стала “полицейским”. Остановила их, представилась, попросила документы, сказала, что они превысили скорость, выписала штраф. Дети были в восторге от такого поворота сюжета! Потом я отошла и занялась своими делами, дети вышли из «машины», купили продуктов и опять поехали. Я опять включилась в игру – в роли заправщика. Спросила, какой им нужен бензин – 92-й или 95-й, как они будут расплачиваться – картой или наличными (пришлось пояснить, что такое наличные). Потом я вставила шланг в “бак” и включила “колонку”.
Потом я стала попутчиком, голосовавшим на дороге, и мило беседовала с их «ребёнком» (ребёнка озвучивал дочка); ещё раз полицейским и заправщиком. Затем я отправилась гладить в другую комнату, но игра не прекращалась: дети придумывали новую сюжетную линию, а я, продолжая гладить, подыгрывать им. Они подходили со своими животными в руках, просили их то покормить, то поговорить. Мне было так радостно, что я могу, не отрываясь от дел, помогать детям в “развитии игровой деятельности”. Игра может быть везде и в любое время! Главное, быть готовой к тому, чтобы в любой момент войти в игровой мир и подыграть детям.
В любом месте и в любое время
Когда старшая дочь после летних каникул пошла в школу, 6-летняя дочь и 3-летний сын во время прогулки не всегда могли придумать интересную игру вместе. Нужна была помощь “играющего взрослого”.
Сначала у нас была игра в ресторан в песочнице с меню (дочке пришлось даже нарисовать меню на листочке), сервировкой, оплатой счёта. Потом игры по правилам, тоже важные для детей: прятки и догонялки. Когда я убегала между кустами от сына и дочки, вдруг ощутила давний детский восторг, когда боишься, что тебя поймают…
Попробовали посочинять вместе с детьми сказки, когда каждый по очереди говорит какую-то часть сказки. Что тоже очень полезно для развития образного мышления, которое даёт толчок в развитии новых сюжетов в детской игре, а также развивает умение договариваться и принимать чужую точку зрения. Эта рекомендация есть и в книге «Как правильно играть с детьми», и я с удовольствием отметила для себя, что у моих старших дочек прекрасная фантазия, и придумывать с ними сказки – одно удовольствие!
Вечером того дня, в течение которого мой “играющий взрослый” участвовал во всех детских играх, я поймала себя на мысли, что испытываю необычайный эмоциональный подъем. Мои дети ИГРАЮТ!
Текст: Елена Гринталь
Комментарии отключены.