Три фазы развития детей, по Штайнеру

  • Дошкольник совершенно открыт всем впечатлениям и учится путем подражания своему окружению. Самое важное, что мы можем дать с собой в жизненный путь растущему человеку, это чувство уверенности, доверия, защищенности, чувство, что он желанен в этом мире, получая от людей любовь и тепло.

Надежность и доверие возникают из твердого жизненного ритма и из последовательности в обращении с ребенком. Словом, ребенку должно быть сообщено основное чувство, что мир хорош.

  • Фаза после первого вытяжения и смены зубов, то есть школьный возраст, характеризуется большею замкнутостью ребенка. Ребенок более интенсивно живет внутренней жизнью и познает в мышлении, чувствовании и волении свои собственные духовные способности. Он делает это в силу своей фантазии, он живет теперь как в маленьком саду за высокой стеной и строит там свой собственный мир, где он может уже совершить все то, на что он в реальной жизни пока не способен. Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей социальной и профессиональной жизни разовьются творческие способности.

Кто в этой фазе не умел фантазировать и мечтать, у того в будущем будут отсутствовать непосредственность и разносторонность в отношениях с людьми. Чисто интеллектуально ориентированное преподавание убивает фантазию и готовит людей, которые в будущем будут одиноки и должны будут то и дело ощущать неспособность к подлинному контакту. Слабость контактов приняла у нас почти эпидемические масштабы. Художественное преподавание, творческая игра и рассказы родителей способствуют подвижности психических способностей и являются питательной почвой оригинальности и непосредственности.

Во второй фазе ребенок должен прийти к убеждению, что мир полон радости и полон красоты. При этом красота имеет для ребенка совсем другое значение, чем для взрослого. Те чаще всего неспособны понять красоту отдельного маленького жука, листа или гальки.

  • В третьей фазе, половой зрелости и юности, происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир, обнесенный забором, вскрывается, и молодой человек сталкивается с действительностью, часто враждебной. Следствием этого открытия детского мира является одиночество в период половой зрелости; чувство, что тебя никто не понимает, и тенденция поклонения более старшим.

В фазе юности (начинается примерно в 16-17 лет) задача молодого человека найти свое отношение к миру (хотя бы временное).
Здесь начинаются поиск образа мира, интерес к религии и политические пристрастия, которые в этом возрасте часто имеют еще религиозный характер. И наконец, происходит выбор места учебы и профессии (по крайней мере, у молодых людей, которые могут развиваться нормально). Фактически здесь пробуждается поиск истины: как в действительности обстоит дело с “миром”?

Уже для Платона истинное, прекрасное и доброе относится к основам человеческого бытия. Они должны иметь возможность развиться в молодости, чтобы позже перерасти в мудрость, мораль и творчество. Это развитие зависит не от внешней благотворительности, а от внутренней полноты.

По книге Ливехуда “Кризисы жизни. Шансы жизни”

 

Комментарии отключены.