Уклад жизни ребёнка как способ образования

Основатель первого вальдорфского детского сада Э.М. Грюнелиус (да, да, это была она, а не Рудольф Штайнер, как некоторые думают) ещё в начале XX века писала: «Всё, чего мы хотим достичь в воспитании маленького ребёнка, мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается методика дошкольной вальдорфской педагогики» (из книги Э.М. Грюнелиус «Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста»).

В вальдорфской педагогике этот подход понимается следующим образом: ребёнку должен быть предложен ШИРОКИЙ СПЕКТР различных видов деятельности, которым он может подражать и в которых может свободно участвовать.

Эта деятельность может быть:

  • хозяйственно-бытовой, связанной с трудовыми процессами дома и на улице,
  • и творческой, когда дети включаются в разные виды самостоятельной и совместной с взрослыми художественно-эстетической и игровой деятельности.

Из такого подхода следует, что всё, чему мы хотим научить ребёнка, и всё, что хотим в нём воспитать, должно сделаться ЕСТЕСТВЕННЫМ ЖИЗНЕННЫМ УКЛАДОМ.

Процессы, события, наблюдение за жизнью взрослых, которое они переживают, должно вливаться в жизнь детей и творчески перерабатываться в свободной игре. Сюда же относятся жизнь природы, смена времён года, дневного, недельного и годового ритмов, календарь традиционных праздников, дни рождения и т.п.

Всё это образует естественную ОСНОВУ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Следствием такого подхода, идущего от жизни, является то, что разные аспекты развития, например социальное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, не выступают в качестве отдельных программ. Они взаимосвязаны и включены в ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ, становясь естественной частью жизненного уклада ребёнка.

Возьмём для примера музыкально-ритмическую игру (хоровод). Здесь и социальное взаимодействие. Дети двигаются под музыку, сопровождая стихи и ритмизированную прозу жестами (речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие). Такая игра включает в себя богатый культурно-исторический материал, в ней часто изображается деятельность различных профессий, особенности жизни растений и животных, что может быть отнесено к познавательному развитию.

Такими же свойствами обладают подвижные игры, в которых задействованы движения, фантазия, эмоциональное переживание, социальные аспекты.

Любое рукоделие развивает не только моторику рук, но и внимание, воображение, понимание смыслового жизненного контекста.

Мы, взрослые, должны целенаправленно обогащать уклад жизни так, чтобы участие в нём детей способствовало их целостному разностороннему развитию.

Подготовлено на основе программы дошкольного образования для вальдорфских садов «Берёзка»

 

Комментарии отключены.