Рекомендации о том, как проживать с детьми первую в учебном году эпоху, будут полезны как воспитателям вальдорфских детских садов, так и мамам, которые по эпохам организуют творчество с детьми дома.
Нравственный смысл Урожайной эпохи – переживание детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством урожая и реальным трудом земледельцев.
Совместная трудовая деятельность детей и взрослых дома: сушка яблок, засолка капусты, обработка зёрен пшеницы (молотьба, помол), выпечка хлеба из полученной муки.
Труд на улице: сбор плодов рябины, уборка овощей с огорода, сбор лекарственных трав, семян, шишек, листьев, мха, жёлудей, разных интересных веточек и палочек.
Рукоделие с детьми: бусы из рябины, гирлянды из осенних листьев, шитьё подушечек, набитых травами, шитьё мешочков для муки, шитьё простых овощей и фруктов, набитых шерстью или ватой, поделки из природных материалов: шишек, семян, овощей, изготовление осенних фей из шерсти и природных материалов.
Оформление столика времен года: жёлто-оранжевые тона, корзиночка с овощами, фруктами, орехами; подсолнухи. Много живых ярких цветов. Колосья пшеницы. Соцветия укропа. Сноп пшеницы. Гирлянды из осенних листьев. Ниточки с сухофруктами, куколка из снопика.
Музыкально-ритмическая игра: «Урожайный хоровод».
Сказки для устного рассказывания: «Колосок» «Пых», «Репка», «Муравей и пшеничное зёрнышко», «Теремок», «Коза-дереза».
Пальчиковые и жестовые игры: «Тесто», «Капуста», «Маленький мизинчик…», «Рыбки», «Замок».
Настроение Эпохи урожая (источник: domovenok-rzn.ru)
Эпоха Урожая – первая в году. Она посвящена переживанию прошедшего лета, воспоминаниям о ласковом солнце, о теплом дожде. Мы все вместе радуемся богатым дарам, которые принесла нам осень.
Вместе с детьми мы стараемся пережить процесс появления хлеба из зерна:
• приносим в группу снопы, обмолачиваем их;
• веем зерно на улице;
• мелем муку ручным жерновом;
• месим тесто, печем пироги.
Все эти действия проникнуты благодарностью солнцу, дождю, земле, людям, которые растят хлеб.
Музыкально-ритмическая игра в художественной форме, через песни, стихи, танцевальные и ритмические движения, жесты помогает детям глубже пережить процесс появления хлеба.
Можно также делать вместе с детьми различные заготовки на зиму из овощей и фруктов: варить варенье, сушить яблоки, делать заправку для супа из овощей. В разнообразных работах, в играх дети знакомятся с овощами и фруктами, учатся определять их не только по внешнему виду, но и с закрытыми глазами на ощупь, по запаху. Всегда с большой охотой и радостью ребята отгадывают осенние загадки.
В первые дни учебного года мы обязательно показываем детям кукольный спектакль, повторяя его несколько раз, чтобы пробудить у них импульс к творческой игре.
Кульминацией эпохи становится праздник Урожая. В этот день дети приносят в красивых корзиночках свои «дары» – овощи и фрукты. Важно, чтобы родители собирали и украшали корзины вместе с детьми.
Книги, рекомендуемые для чтения детям:
3-4 года: «Радуга-дуга» (русские народные потешки, заклички, песенки), «Кочеток и курочка», «Репка», «Бобовое зернышко», «Колобок» (русские народные сказки), В.Сутеев «Три котенка», «Кораблик», «Разные колеса», стихи А. Барто из цикла «Игрушки» («Мишка», «Слон», «Грузовик» и другие).
5-6 лет: «Кот, лиса и петух», «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Мальчик с пальчик» (русские народные сказки), Н. Носов «Огородники», «Живая шляпа», Л. Толстой «Косточка», «Два товарища», «Котенок».
ОВОЩИ (Ю.Тувим)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
[flagallery gid=23]
[flagallery gid=24]
Комментарии отключены.