10 правил развития творческого начала

1. Создайте пространство для творчества

Часто мне говорят, что маленькая квартира не позволяет оборудовать уголок для творчества, в этих случаях я говорю, что пара нижних полок в шкафу для этого вполне подойдет — просто подставь стульчик и начинай создавать. Выбирайте тот вид творчества, который интересен вам самим. Когда ребенок видит, что окружающие взрослые заняты творчеством, он будет больше тянуться к этой деятельности. Главное, чтобы материалы были доступны.

2. Поощряйте вопросы

В учебе огромную роль играет мотивирование. Лучшее, что могут сделать родители, — это создать особое пространство — интересное, побуждающее к исследованиям. Любопытство следует всячески поддерживать, чтобы ребенок задумался, начал рассуждать и делать выводы. Не ограничивайте ребенка, не давайте конкретных заданий, например, нарисовать дом или собаку, дайте задание «нарисуй что-нибудь», пусть образы из его головы свободно перетекают на бумагу, развиваются, живут и совершенствуются.

3. Старайтесь слушать активно

Есть много методик активного слушания. Все они рассказывают о том, что нужно перефразировать или повторить последнюю фразу. Но не слишком увлекайтесь этим, иначе это будет выглядеть неестественно и ребенок это сразу почувствует. Этот прием нужен, чтобы установить контакт или подтолкнуть ребенка к какой-то мысли или дать понять ему, что вы его слушаете и стараетесь вникнуть в суть его процесса. Главное, не перестараться в этом.

4. Проявляйте любопытство

Гуляя по улице, заметьте вслух, как проклюнулись листья, обратите внимание на показавшийся вдалеке воздушный шарик или крышу дома, попросите самого ребенка рассказать вам о том, что он видит. Ваша открытость ко всему новому передастся ему и он начнет подмечать детали окружающих его предметов. Вы сами начнете видеть красоту вокруг вас в самых обычных предметах, которые пробудят в вас вдохновение. Рассматривать можно все что угодно. Посмотрите какого цвета и форма луна, как ползет жучок по листику, наслаждайтесь красотой природы и городской архитектуры. Это может быть не легко для взрослого: взрослым часто трудно остановиться, отвлечься от повседневных проблем и взглянуть на мир глазами ребенка. Но особое внимание к деталям способно пробудить в ребенке творческое начало.

5. Воспринимайте ошибки как благо

Небольшие неудачи могут быть полезны, поскольку их можно рассматривать как средство познания мира и самосовершенствования. Ошибаются все, даже сверхточный компьютер может дать сбой, так чего же говорить о людях, тем более о детях. Когда на пути к возможностям нас постигает неудача, мы должны извлечь из нее урок. Автор книги «Мышление: новая психология успеха» Кэрол Дуэк отмечает, что творческое мышление чаще наблюдается у тех детей, которые воспринимают провалы как преодолимое препятствие. Ребенок сто раз упадет прежде, чем сделает первый шаг, то же происходит и в других сферах жизни. Но многие взрослые забывают об этом и ужасно сердятся, когда их ребенок, единственный в классе, не может нарисовать красивую бабочку, думают, что это должно получится и все тут. Например, один из учеников никак не мог нарисовать красиво фигуру человека, но роботов рисовал лучше всех в классе. Ему просто нужно было чуть больше «проб», чтобы у него получилось. Если совершив ошибку, ребенок не может справиться с разочарованием, спросите его: «Что можно сделать, чтобы получилось иначе? Попробуй еще раз!» Главное помните: ошибка — это не факт поражения, а очередная ступенька для роста.

6. Полюбите творческий беспорядок

Часто нас пугает не сам беспорядок, а то сколько сил нужно потратить на его устранение. Когда ребенок охвачен творчеством, то содержимое разноцветных баночек летит на пол, ковер, обои, а диванные подушки превращаются в крепость. Беспорядок — это неотделимая часть творчества и способ познания. Дети хотят удовлетворить свое любопытство и узнать, что получится из их идеи. Хаос можно обуздать, поставив его в рамки, но лучше дать ему место в вашей жизни. С беспорядком можно смириться — польза, которую он принесет творческому началу вашего ребенка, превысит все неудобства. Кавардак приходит и уходит, а творческое мышление остается навсегда.

7. Скука как самосовершенствование

Первые несколько минут скуки ужасны, но стоит им пройти, как в голове уже толпятся идеи, вопросы и мысли, все они подпрыгивают от нетерпения, стремятся быстрее воплотиться в пространстве. Понаблюдайте за ребенком. Если ему удается преодолеть первые несколько минут скуки, то вот он уже напевает песенку или разыгрывает целую историю, представляя, что каждый его пальчик герой сказки. И фантазия несется все быстрее и быстрее. От безделья рождаются домики из зубочисток, ваза из пластикового стакана. Часто жизнь ребенка расписана по минутам, куча кружков и секций, постоянная беготня. Родители думают, что нужно занять ребенка каждую минуту, но они ошибаются! У ребенка должно быть «его время», например час после обеда или перед сном, когда он может делать что угодно!!! Вот где может происходить настоящее развитие, где внутренний творец показывает себя во всей красе!

8. Не мешайте ребенку пребывать в потоке

Учитель открывает дверь, но войти в нее каждый должен сам!» — китайская пословица. Человек бывает более счастлив, когда с головой погружен в какое-то дело и не замечает ничего вокруг – это и есть «пребывать в потоке». Это своего рода творческая медитация. Если ребенок погружен в свое занятие, он ничего не слышит и не видит вокруг, в этот момент заставьте себя отойти и не мешать — пусть дело идет своим чередом, ничего не спрашивайте, не отвлекайте. Поощряйте независимость в творчестве, не ограничивайте и вы увидите, что воображение вашего ребенка заработает в полную силу само по себе.

9. Почаще бывайте на свежем воздухе

Мы часто недооцениваем прогулки на свежем воздухе. Казалось бы, просто прошли по улице и все, но ребенок в этот момент получает массу сенсорных ощущений и воспринимает мир так остро как не будет его воспринимать его дама. Природа полна чудес: вид с горы на город или следы птиц на снегу — все это открывает новый волшебный мир, наполняет душу новыми ощущениями и мыслями, вдохновляет на создание чего-то волшебного.

10. Относитесь ко всему как эксперименту

Эксперимент можно сделать из чего угодно. Как он может происходит в мире детей? Постановка вопроса (Что будет, если я упаду на кровать), собственно эксперимент (падение), анализ результата (эй, а это было здорово и совсем не больно). Задумавшись о солнце, ребенок может начать рисовать тени, играть в театр теней, обнаружив ритмичность речи — начнет сочинять стихи. Эксперимент учит ребенка, что к задаче можно подойти с разных сторон. Решая задачи, которые ребенок поставил сам, ребенок учится самостоятельно мыслить.

Из духа эксперимента, исследования, раздвигания границ вырастает инновационное мышление. И не нужно ждать идеального условия для творчества. Не нужно ждать того момента, когда вы обустроите творческий уголок, начинайте прямо сейчас, и вы увидите, как расцветет ребенок в своем стремлении познать мир.

От автора книги “Творческая мастерская” Ракель Дорли

 

Комментарии отключены.