Как учится маленький ребёнок?

Дети младенческого, раннего и дошкольного возраста учатся наиболее интенсивно по сравнению с остальными периодами дальнейшей жизни, осваивая тело, приобретая жизненный опыт и огромное количество знаний и умений. Но этот учебный процесс» происходит особым образом, в соответствии с уникальной ПРИРОДОЙ ребёнка.

И «учиться» – это не сидеть за партой и слушать чьи-то объяснения.
Вальдорфская педагогика раннего и дошкольного детства исходит из положения, что маленький ребёнок учится ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ.

Живя рядом со взрослыми и взаимодействуя с ними, находясь в обществе других детей, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, раздеваясь, осваивая действия с предметами домашнего обихода, научаясь завязывать шнурки, слушая сказку, качаясь на качелях и т.д., ребёнок всё время учится.

Процессы жизни и процессы учения для маленького ребёнка тесно слиты между собой.

Обучение и воспитание дошкольника – это процесс ЦЕЛОСТНЫЙ и ЖИВОЙ.

Аналогичное понимание мы находим у российских классиков педагогики. Луиза Карловна Шлегер (1863—1942), советский педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения пишет: «Раз мы хотим создать детскую жизнь, то приходится говорить о ПРОГРАММЕ ЖИЗНИ, а не о программе занятий. А эта программа должна основываться на природных склонностях и стремлениях детей – общих, по наблюдениям, всем детям:

  • на их стремлении всё превращать в игру,
  • на стремлении к деланию вещей и к активности,
  • к движению,
  • к созданию и творчеству,
  • к драматизации всех окружающих их явлений и их подражательности».

То, о чём пишет Луиза Шлегер, в точности соответствует образовательному подходу в вальдорфской дошкольной педагогике.

Это лишний раз доказывает, что её принципы не противоречат отечественной традиции, но основаны на понимании детства как ОСОБОЙ САМОЦЕННОЙ фазы развития, что всегда подчёркивалось ведущими отечественными учёными.

Текст подготовлен на основе программы дошкольного образования для вальдорфских садов «Берёзка».

 

Комментарии отключены.