Возрастные задачи юности (16-17 лет – 21-23 года)

“Главное дело юности – стать человеком” (Коул и Холл, “Психология юности”).

Важными вопросами этой фазы развития человека являются следующие: кто я? чего я хочу? что я могу?

Каждый должен сам сделать свои глупости

Именно потому, что на эти ключевые вопросы еще нет ответа, отчетливо выступает на передний план то, что Рюмке описывает как характеристику юности: временный характер; еще не определился и не нашел призвание; отсутствие иллюзий в отношении идей периода полового созревания.

Задачами этого периода жизни являются среди других “связь между чувственной (биологической) сексуальностью и душевным эросом”. В период полового созревания молодой человек осознал сексуальность, теперь в юности должно проснуться первое пробуждение “любви к другому лицу”.

В этой ситуации “сила страстей” ускоряет развитие и делает его более интенсивным. В связи с отсутствием опыта и упорным сопротивлением реальности возникает дефицит чувства реальности, приводящий к тому, что любой приговор выносится безапелляционно и отвергается любой компромисс.

Гвардини называет это бесконечностью еще не испробованного начала. Отсюда склонность к скоропалительным решениям в суждениях и поведении. И все это тем сильнее, чем неопределеннее личное бытие.

Переоценивается действенность великих идей, протеста против несправедливости, еще отсутствует “основная позиция терпимости” к действительности, где господствует посредственность и повседневность.

Но та же самая неопытность в сопротивлении реальности может придать мужество в принятии жизненно важного решения, для осуществления которого понадобятся еще десятилетия. Уже выбор профессии – всегда риск.

В юности молодой человек “принимает сам себя”, это значит, что он
учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Это ничто иное, как способность брать на себя индивидуальную и собственную ответственность.

Но на пути к этому надо приобрести опыт, “каждый должен сам сделать свои глупости”, если только он готов учиться на них.

Задача – перестать быть молодыми

Гвардини настоятельно указывает на то, что каждая отдельная фаза жизни имеет в рамках всего развития свою особую задачу.

Он упоминает слова Гете о том, что идут не только для того, чтобы прийти, а чтобы жить в пути. Эти слова особенно важны для оценки значения юности.

Характеристики юности:
(1)общая эмоциональная зрелость,
(2)пробуждение гетеросексуального интереса,
(3)общая социальная зрелость,
(4)эмансипация от родительского дома,
(5)интеллектуальная зрелость,
(6)выбор профессии,
(7)научиться обращаться со свободным временем,
(8)построить психологию жизни, основанную на поведении, базирующемся на совести и сознании долга,
(9) идентификация “Я”, называемая также перцепцией “Я”.

Таким образом, юность является временем, когда нужно упорно работать над неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называться взрослым.

Словом, важнейшей задачей молодых людей является перестать быть молодыми.

Создать свою реальность

Выбор профессии требует соответствующей порции знания о себе и
ровно столько же о мире; сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима и кроме того многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие молодые люди делают этот выбор наудачу.

Факт, что многие студенты через некоторое время прерывают свою учебу или меняют направление обучения, свидетельствует о том, как трудно в 18 лет окончательно решиться на учебу.

В годы юности все имеет характер абсолюта, одновременно характер временного. Это странная и сама по себе противоречивая ситуация, но совершенно не беспокоящая самих молодых людей. Суждения и чувства абсолютны – во всяком случае, в данный момент!

Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального собственного отношения к социальной реальности своей культуры и своего времени, в которой он вырастает.

Как выглядит эта социальная реальность? Как она возникает?

Ответ может быть только таким: любая социальная реальность есть дело рук человеческих.

Учение Шиллера о трех принципах, действующих в социальной сфере, может быть для нас путеводной нитью в этом вопросе.

В стремлении к форме человек не свободен, связан законами ума и логики, фразой, условностями и рутиной.

В стремлении к материальному он подчинен законам природы и физического существования, таким образом, и здесь он не свободен.

Только и общении с другими людьми человек может создать собственное свободное существование, независимое от законов духа и природы.

Эта свобода в общении с другими, впрочем, давно уже подвергается угрозе со стороны унаследованной этики “ты должен, ты не должен” и догм – “научно обоснованных” воззрений на человека и мир. С другой стороны, она ограничивается жесткой реальностью физического
существования, в которой нужно зарабатывать деньги, чтобы жить, если не хочешь зависеть от других.

Между формой и материей может, однако, развиться то, что Шиллер называет “стремлением к игре”; его он считает высочайшей способностью человека.

Имея дело с духом и материей, молодой человек находит свободное пространство, в котором он может выжить.

Подводя итог, вернемся к центральной проблеме юности: Кто я? Чего я хочу? Что я могу?

Кто в этой фазе жизни не ставил перед собой этих вопросов -хотя бы в той форме, что он страдал, не зная ответа – тот не заложил основ для пробуждения психической стороны человеческого существования и подвергается опасности задержаться во время долгой фазы середины жизни в сфере инстинктивно-жизненного и вечно пребывать в позиции периода полового созревания.

Составлено по книге Ливехуда “Кризисы жизни. Шансы жизни”.
Смотрите также: Разделение на жизненные фазы

 

Комментарии отключены.