Первая фаза взрослости: что происходит с человеком с 21 до 28 лет

В двадцать один год человек становится взрослым и полностью ответственен за свои поступки. Во всех сферах начинается сильное жизненное стремление к экспансии.

Создание стиля своей жизни

Важнейшей задачей мужчины становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры.
Для женщины приобретает центральное значение ответственность за создание собственного окружения.

Человек должен в этой фазе жизни развить в себе соответствующую порцию творческих способностей.

Найти партнера для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни – все это явно спроецированная вовне внутренняя психическая структура.

Два человека должны совместно создать собственный стиль жизни.
Как мы общаемся друг с другом, как мы едим, как мы проводим наши вечера? Значит ли для нас что-либо совместно проводимое время, совместный завтрак, приход домой?

Действительно ли мы говорим друг с другом, или обмениваемся только короткими замечаниями, не интересуясь тем, что на самом деле происходит в душе другого?

Как мы обставляем квартиру? Производит ли она личное впечатление – или выглядит как витрина модного магазина, или как скопище всего, что оказалось под рукой?

Этими вопросами должны заниматься как супружеские пары, так и
молодые люди, которые хотят жить вместе.

Первое место работы и вступление в профессию являются также большим творческим достижением в общественной сфере.

На какой бы ступени общественной лестницы ни начинали, нужно всегда стараться заслужить признание начальства и коллег. Без них невозможна жизнь души.

Первая должность – это лишь стремя, с помощью которого садятся в седло, только вступив в должность, можно доказать свои способности.

Ликование до небес – печаль до смерти

В эти годы жизнь чувств еще интенсивна и неустойчива.
Когда Гете было 27 лет, он охарактеризовал пройденную фазу жизни
бессмертными словами: “Ликование до небес – печаль до смерти”.

Чувство самооценки человека в этой фазе еще очень зависит от реакции окружения на его действия и деятельность.

Молодой взрослый человек хотел бы проявить себя в различных ситуациях, чтобы таким образом изучить себя и свои способности.

Когда еще существовали ремесленные гильдии, это было время подмастерьев, переходивших от мастера к мастеру, чтобы всякий раз изучать нечто новое в новых жизненных обстоятельствах.

Современная профессиональная жизнь предоставляет для этого мало возможностей, разве что вопреки господствующей тенденции человек сам проявит инициативу.

Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое.

Сильные избегают этой лямки, строя сами свою карьеру и оставаясь всюду до тех пор, пока не изучат всего. Большая же часть, оглядевшись, приспосабливается и учится не проявлять инициативы всю оставшуюся жизнь.

В двадцатые годы и прежде всего в их второй половине внутренняя душевная жизнь впервые приобретает личные формы. Это форма, которую Штайнер называет “душой ощущающей”, а Марта Мере – жизненно-душевными стремлениями; почти величественно она описывает их как силы, в которых только и познается собственная душа как законченное целое: “Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов – напротив, они воплощают нечто, специфически новое, скачок в психическом развитии, который… выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов. “

“Вначале эти силы направлены сами на себя и переживаются прежде всего в чувствах, но уже они приводят к потребности заниматься духовными проблемами и увидеть себя в развитии, охватывающем всю жизнь”.

Вся средняя фаза жизни, от раннего периода взрослости до начала
сороковых годов, является временем, когда развивается богатая внутренняя жизнь во всем ее многообразии и проявляется в целях, ориентированных вовне.

Душа ощущающая

Первая фаза “души ощущающей” или “жизненно-душевных стремлений” является временем, когда эти стремления со всей силой развиваются из жизни чувств и придают личности первый, предварительный облик.

Марта Мере считает, что развитие женщины в эти годы проходит несколько иначе, прежде всего потому, что “созревание”(переходная фаза от юности к взрослости) у женщины заканчивается уже в 21 год, в то время как у мужчины она может продолжаться до 24 лет.

“Таким образом, женщина вначале превосходит мужчину в отношении зрелости личности. “

“Существо женщины вообще сильнее стремится к душевной любви…
У женщины и в половых отношениях большую роль играет материнский инстинкт и одухотворенное материнское чувство (часто даже у совсем простых, почти примитивных натур).”

Женщина в начале взрослого бытия стоит перед двойной задачей, часто приводящей ее к внутреннему конфликту. Она должна посвятить свои силы сохранению человеческого рода, неся на себе всю тяжесть этой задачи.

С другой стороны, жизнь требует сегодня интенсивного участия в работе ради заработка и общественной жизни. Этому конфликту женщина подвержена уже в юности, позже он еще больше обостряется.

Когда девушка выходит замуж, она может посвятить себя своей специфически женской профессии. Восприятие этих задач потому так важно для развития женщины, что оно способствует развитию “душевно-духовных” стремлений с большой интенсивностью.

Уже в первой фазе брака содержатся в зародыше все возможности дальнейшего развития отношений. И здесь от человека требуется выраженная экспансивная позиция, ориентированная на внутреннее развитие.

Если в данной фазе такое внутреннее развитие не состоится, тогда всплывают – как мы увидим – в тридцатые годы почти непреодолимые трудности, и в период кризиса сороковых годов человек окажется с пустыми руками.

Около 28 лет стихии чувств утихают, все больше дистанцируются от событий. После этого состоится первый взгляд назад, возникает отчетливое чувство, что человек простился с юностью; заглядывая вперед, чувствуют, что вступают в фазу, когда появляются совершенно другие задачи, а спонтанность эмоционального развития отходит на задний план.

Составлено по книге Ливехуда “Кризисы жизни. Шансы жизни”.
Смотрите также:
Разделение на жизненные фазы
Возрастные задачи юности (16-17 лет — 21-23 года)

 

Комментарии отключены.